Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

2021, volume 17

Experience of surgical treatment of recurrent macular rupture developed in post-operation period

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 400-402
Heading: Тhematic supplement Article type: Original article
Authors: Chuprov A.D., Kazennov A.N., Bazhitova E.A.
Organization: The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution
Summary:

Purpose: evaluate the effectiveness of surgical treatment of recurrent operated macular rupture. Material and Methods. The study included 10 patients (10 eyes) with recurrent macular rupture. In 8 out of 10 cases, the macular hole was closed using the inverted internal limiting membrane (ILM) flap technique; in 2 cases — using mechanical convergence of the edges of the rupture. Preoperative vision varied from 0.05 to 0.1-0.2. According to optical coherent tomography, the average rupture diameter ranged from 600 to 800 urn and in one case was 1144 urn. Results. In all cases, an anatomical result was obtained. During ILM application, the most effective anatomical result was obtained in 5 cases with preservation of the neuroepithelium; in 2 cases the retina in the fovea was thinned. In these cases, there was an improvement in visual functions 1-3 months after the surgery. In 3 cases, there was an incomplete closure of the macular hole. In 1 case, the defect remained at the level of ellipsoid zone of retinal photoreceptors; in 2 cases, there was a deformation of the retinal fovea with the destruction of photoreceptor ellipsoid zone. Visual functions remained unchanged. Conclusion. The use of the described inverted ILM flap technique in surgery of recurrent operated macular rupture serves to increase the effectiveness of treatment.

Keywords: free flap technique, internal limiting membrane, silicone tamponade, макулярный разрыв

Methods for investigation of central department of a visual analyzer

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 396-400
Heading: Тhematic supplement Article type: Review
Authors: Chuprov A.D., Zhediale N.A., Voronina A.E.
Organization: Ophthalmology clinic "Sozvezdie", The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution
Summary:

The complexity of the visual analyzer organization is an incentive for the search and improvement of its diagnostic methods, which allow us to assess visual perception and the effectiveness of processing information obtained as a result of the visual pathway. The review considers in detail the methods of studying the central departments of the visual analyzer, which presumably are crucial in the processes of neuroadaptation. A review of Russian and English-language scientific medical literature was carried out using databases of medical and biological publications: PubMed, Russian scientific electronic libraries Elibrary and Ciberleninka; the electronic library of dissertations and abstracts disserCat; the archives of the journals: Bulletin of the Russian Military Medical Academy; Aerospace and Environmental Medicine; Sensory Systems Journal; Annals of the Russian Academy of Medical Sciences; Russian Ophthalmological Journal; Russian Journal of Clinical Ophthalmology; Ophthalmology in Russia; Russian Journal of Physiology and others. The last search query was dated April 14, 2021. On the issue under study, 63 medical publications were selected, of which 47 works (1965-2021) were identified as the most informative publications that meet the purpose of the review.

Keywords: functional magnetic resonance imaging, lens pathology, visual analyzer, visual analyzer research methods

Objective methods for amblyopia diagnostics (review)

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 392-395
Heading: Тhematic supplement Article type: Review
Authors: Chuprov A.D., Voronina A.E.
Organization: The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution
Summary:

The review analyzes available data and identifies problems in the diagnosis of amblyopia. Many authors come to the opinion that traditional methods for detecting amblyopia are insufficient and it is necessary to search for other objective methods, considering that the new methods presented in the literature do not have objective confirmation of their effectiveness. The following databases were used to search for information: eLIBRARY, Scopus, Google Academy PubMed. The analysis of 50 sources of literature on the topic of amblyopia for a period of no more than 15 years was carried out, 30 sources dated 2008-2021 were selected for the literary review.

Keywords: amblyopia, binocularity, children's vision, diagnostic examinations

Changes of retinal morphofunctional parameters after submacular hemorrhage surgery

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 388-392
Heading: Тhematic supplement Article type: Original article
Authors: Fayzrakhmanov R.R., Bosov E.D., Shishkin M.M., Sukhanova A.V.
Organization: National Medical and Surgical Center n. a. N. I. Pirogov
Summary:

Purpose: to evaluate by microperimetry and ОСТ the morphofunctional parameters of the retina during recombinant prourokinase subretinal introduction followed by pneumodislocation in comparison with anti-VEGF therapy in the long term for patients with submacular hemorrhage. Material and Methods. Depending on the surgical treatment choice, patients were divided into two groups. In the 1st group 11 patients (11 eyes) received anti-VEGF therapy; in the 2nd group 9 patients (9 eyes) underwent standard 25G vitrectomy with subretinal injection of 0.2-0.3 ml of prourokinase solution and airtamponade of 70% of the vitreous volume and introduction of anti-VEGF drugs 14 days afterthe operation. Results. In patients of the 2nd group, successful dislocation of the clot was achieved in 89% of cases; depression of the central retinal thickness was revealed by 4 times; the height of chorioidal neovascularization decreased by 2.8 times based on an improvement in visual functions by 10 times; the number of loci corresponding to areas of absolute scotoma decreased by 4.7 times, while the general photosensitivity of the retina increased by 12.6. Conclusion. The assessment of the retinal morphofunctional parameters demonstrates an increase in visual acuity due to favorable anatomical outcome and the subsequent maintenance of the achieved parameters in the long term in patients with submacular hemorrhage after subretinal injection of prourokinase and pneumodislocation followed by anti-VEGF therapy.

Keywords: age-related macular degeneration, submacular hemorrhage, tissue plasminogen activator

Dynamics of sensitivity parameters of the central retinal zone after vitrectomy for rhegmatogenous retinal detachment using silicone oil tamponade

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 383-388
Heading: Тhematic supplement Article type: Original article
Authors: Sukhanova A.V., Fayzrakhmanov R.R., Pavlovsky O.A., Karpov G.O., Bosov E.D.
Organization: National Medical and Surgical Center n. a. N. I. Pirogov
Summary:

Purpose: to assess the dynamics of changes in visual functions by Fundus microperimetry (FMP) at various times of observation after vitrectomy using silicone oil tamponade (SOT) for macula-off reghmatogenous retinal detachment (RRD). Material and Methods. The duration of primary macula-off RRD in the group I was up to 13 days (10 eyes); in the group II — from 14 to 30 days (10 eyes). Contralateral eyes without ophthalmological pathology represented the control group. All patients underwent FMP on the 3rd, 30th, and 90th days after SOT and on the 30th day after removal of the silicone oil (SO). Results. There was a tendency to an increase in the maximum corrected visual acuity (MCVA) for periods up to 90 days in the group I and up to the 30th day in the group II. After a SO removal the MCVA index was 0.48±0.11, which exceeded the data on the 90th day by 1.92 times (p=0.002), and the data on the 3rd day by 2.8 times (p<0,001). In the group II the MCVA value was 0.28±0.16, which exceeded the data on the 90th day by 1.47 times (p=0.12) and the data on the 3rd day by 2 times (p=0.05). After the SOT removal in the group II in the 1st zone was detected a decrease in the light sensitivity (LS) parameter by 1.33 times (p=0.05), in comparison with the data on the 90th day, associated with a shift in the fixation point. In the group I the MCVA index had a strong positive correlation with the LS in the 1st zone (r=0.73) and the average value of the LS (r=0.66). In the group II, the moderate positive correlation was demonstrated, both between the MCVA and the SP in the 1st zone (r=0.55), and the average value of the LS (r=0.51). Conclusion. In cases with RRD using SOT revealed different dynamics in the MCVA, LS and fixation parameters, depending on the duration of RRD.

Keywords: silicone tamponade, retinal detachment, photosensitivity, microperimetry

Digital chromovitrectomy in the treatment of Valsalva retinopathy (clinical case)

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 380-383
Heading: Тhematic supplement Article type: Case report
Authors: Stebnev S.D., Stebnev V.S., Skladchikova N.I., Vashchenko T.Yu.
Organization: Samara State Medical University, Clinic "Eye Surgery"
Summary:

Purpose: to present a clinical case of Valsalva retinopathy in a patient treated using a new technology "digital chromovitrectomy". The choice of the treatment method was determined by the duration of the disease, the localization of the hemorrhage, its area and depth of location relative to the structures of the vitreomacular interface. For surgical treatment, digital chromovitrectomy was used: 3D visualization (NGENUITY, Alcon) with Digitally Assisted Vitreoretinal Surgery software, the CONSTELLATION surgical system and the new UltraVit ® 25+ beveled vitractor (10000 cut/min) in combination with Triamcinolone acetonide. A rapid positive anatomical and functional result of treatment shows that modern vitrectomy provides an effective and safe treatment of Valsalva retinopathy.

Keywords: Valsalva retinopathy, Valsalva Maneuver, chromovitrectomy

Best vitelliform macular dystrophy is a rare pathology diagnosed after successful cataract surgery (clinical case)

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 378-380
Heading: Тhematic supplement Article type: Case report
Authors: Stebnev V.S., Stebnev S.D., Skladchikova N.I., Vashchenko T.Yu.
Organization: Clinic "Eye Surgery", Samara State Medical University
Summary:

Purpose: to describe a rare pathology of the macular area — Best vitelliform macular dystrophy (BVMD), diagnosed in an adult patient after successful bilateral cataract surgery with intraocular lens implantation. The clinical examination and ОСТ examination made it possible to diagnose a homogeneous monofocal focus of yellowish color ("egg yolk") in both eyes in the projection of a rounded fovea. On ОСТ of both eyes, a smoothed foveolar contour was diagnosed, the cause of which was a projecting cone-shaped hyperreflective vitelliform material spreading from the destroyed and atrophied retinal pigment epithelium and Bruch membrane to the photoreceptor layer of the retina. The described clinical case shows that one of the rare causes of low visual acuity in an adult patient may be BVMD — a disease that requires dynamic monitoring and, first of all, ОСТ control.

Keywords: Best vitelliform macular dystrophy, cataract surgery, optical coherent tomography

Sports-related closed eye injuries (review)

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 372-377
Heading: Тhematic supplement Article type: Review
Authors: Sobolev N.P., Shkandina Yu.V., Ebzeeva Z.R., Ibragimova R.R., Ragimova L.F.
Organization: A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution
Summary:

The proportion of sports injuries in the overall structure of eye injuries is relatively small. However, the sports eye injuries, the prevention and treatment of its consequences have a great urgency and social significance, because most of these patients are young, able-bodied and are aimed at constant physical progression. The review presents works published between 1972 and 2021, available for study in the main scientific databases: PubMed, eLibrary.ru. The literature examination focused on sports eyeball injuries. The final analysis includes 37 literary sources.

Keywords: closed injury, sports eye injury

Methods for intraocular lenses sutureless fixation (review)

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 366-372
Heading: Тhematic supplement Article type: Review
Authors: Sobolev N.P., Shkandina Yu.V., Ibragimova R.R., Soboleva M.A., Ebzeeva Z.R., Ragimova L.F.
Organization: A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution
Summary:

Currently, there is no single surgical treatment tactic for pathology in the ligamentous apparatus of the lens, what induced by different approaches to intraocular lenses fixation and clinical picture polymorphism. The review presents works published over the past 30 years and available for study in the main scientific databases: PubMed, eLibrary.ru. The literature review allowed a detail assessment of the advantages and disadvantages of surgical approaches to scleral sutureless fixation of intraocular implants. The final analysis includes 50 literature sources.

Keywords: extracapsular fixation, sutureless scleral fixation

Heart rate variability in patients with axial myopia

Year: 2021, volume 17 Issue: №2 Pages: 362-366
Heading: Тhematic supplement Article type: Original article
Authors: Rozanova O.I., Lodeyshchikova E.S.
Organization: The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution
Summary:

Purpose: to analyze heart rate variability and parameters of autonomic regulation in patients with emmetropia and axial myopia. Material and Methods. 30 volunteers (with emmetropic and myopic refraction) aged from 23 to 30 years were examined. In addition to the standard ophthalmological examination, everyone underwent cardiointervalography (Varicard 2.51, Ramena, Russia). Results. In patients with myopia, a significant decrease in the total power of the spectrum of cardiac oscillations (p=0.034) and the activity of the parasympathetic link of the autonomic nervous system (ANS) (p=0.046) was revealed. The value of objective refraction was statistically significantly correlated with the parameters of vegetative regulation and the adaptive status of the organism. Conclusion. The general indicators of the activity of regulatory systems in patients with myopia differ from the control in terms of the total power of the spectrum of cardiac oscillations and the activity of the parasympathetic innervation link. An increase in the degree of myopia is consistent with a decrease in the total regulatory activity on the part of the ANS and an increased shift in the balance of the ANS towards the predominance of the sympathetic component.

Keywords: autonomic nervous system, heart rate variability

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

2021, том 17

Опыт хирургического лечения рецидива оперированного макулярного разрыва

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 400-402
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Чупров А.Д., Казенное А.Н., Бажитова Е.А.
Организация: ФГАУ «НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова"» Минздрава России
Резюме:

Цель: повысить эффективность хирургического лечения рецидива оперированного макулярного разрыва. Материал и методы. Под наблюдением находилось 10 пациентов (10 глаз) с рецидивом макулярного разрыва. В 8 из 10 случаев макулярное отверстие закрыли с использованием методики инвертированного лоскута внутренней пограничной мембраны (ВПМ) на ножке; в 2 случаях — с использованием механического сближения краев разрыва. Зрение до операции варьировалось от 0,05 до 0,1-0,2. По данным оптической когерентной томографии, средний диаметр разрыва колебался от 600 до 800 мкм и в 1 случае составил 1144 мкм. Результаты. Во всех случаях удалось получить анатомический результат. При применении лоскута ВПМ получен максимально эффективный анатомический результат в 5 случаях с сохранением нейроэпителия; в 2 случаях сетчатка в фовеа была истончена. В этих случаях отмечалось улучшение зрительных функций через 1-3 месяца. В 3 случаях было неполное закрытие макулярного отверстия; в одном сохранялся дефект на уровне эллипсоидной зоны фоторецепторов сетчатки; в 2 случаях отмечалась деформация фовеа сетчатки с разрушением эллипсоидной зоны фоторецепторов. Зрительные функции остались без изменений. Заключение. Использование описанной технологии инвертированного лоскута ВПМ в хирургии рецидива оперированного макулярного разрыва позволяет повысить эффективность лечения.

Ключевые слова: силиконовая тампонада, методика «свободного лоскута», макулярный разрыв, внутренняя пограничная мембрана

Методы исследования центрального отдела зрительного анализатора (обзор)

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 396-400
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Обзор
Авторы: Чупров А. Д., Жедяле Н.А., Воронина А. Е.
Организация: ФГАУ «НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова"» Минздрава России, Офтальмологическая клиника «Созвездие»
Резюме:

Сложность организации зрительного анализатора является стимулом для поиска и совершенствования методов его диагностики, позволяющих качественно оценить зрительное восприятие и эффективность переработки информации, полученной в результате работы зрительного пути. В обзоре подробно рассмотрены методы исследования центральных отделов зрительного анализатора, которые предположительно играют ключевую роль в процессах нейроадаптации. Проведен обзор русской и англоязычной научно-медицинской литературы с использованием баз данных: PubMed, Elibrary и Ciberleninka; электронной библиотеки диссертаций и авторефератов disserCat; архивов журналов, таких как «Вестник Российской военно-медицинской академии», «Авиакосмическая и экологическая медицина», «Сенсорные системы», «Вестник РАМН», «Клиническая офтальмология», «Российский офтальмологический журнал», «Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова» и другие. Последний поисковый запрос датирован 14 апреля 2021 г. По изучаемому вопросу отобрано 63 медицинские публикации, из которых выделено 47 наиболее содержательных работ (1965-2021), отвечающих цели обзора.

Ключевые слова: функциональная магнитно-резонансная томография, патология хрусталика, методы исследования зрительного анализатора, зрительный анализатор

Объективные методы диагностики амблиопии (обзор)

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 392-395
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Обзор
Авторы: Чупров А.Д., Воронина А.Е.
Организация: ФГАУ «НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова"» Минздрава России
Резюме:

Обзор посвящен анализу имеющихся данных и выявлению проблем в вопросах диагностики амблиопии. Многие авторы приходят к мнению, что традиционные методы выявления амблиопии недостаточны и требуется поиск иных объективных методов, учитывая, что представленные в литературе новые методики не имеют объективного подтверждения эффективности. Для изучения информации использованы следующие базы: eLIBRARY, Scopus, Google Academy, PubMed. Проведен анализ 50 источников литературы по теме амблиопии за период не более 15 лет, отобрано для литературного обзора 30 источников, датированных 2008-2021 гг

Ключевые слова: диагностические обследования, детское зрение, бинокулярность, амблиопия

Изменение морфофункциональных показателей сетчатки при хирургии субмакулярных кровоизлияний

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 388-392
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Файзрахманов P.P., Босов Э.Д., Шишкин М.М., Суханова А.В.
Организация: ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова» Минздрава России
Резюме:

Цель: оценить морфологические и функциональные параметры сетчатки по данным микропериметрии и ОКТ при субретинальном введении рекомбинантной проурокиназы с последующей пневмодислокацией в сравнении с анти-VEGF монотерапией в отдаленные сроки у пациентов с субмакулярным кровоизлиянием. Материал и методы. В зависимости от выбора хирургического лечения пациенты разделены на две группы. В 1-й группе 11 пациентов (11 глаз) получали анти-VEGF терапию; во 2-й группе 9 пациентам (9 глаз) выполнялась стандартная витрэктомия 25G с субретинальным введением 0,2-0,3 мл раствора проурокиназы и тампонадой воздухом 70% объема витреальной полости, а также с введением анти-VEGF препаратов через 14 дней после операции. Результаты. У пациентов 2-й группы в 89% случаев удалось добиться успешной дислокации сгустка; выявлена депрессия центральной толщины сетчатки в 4 раза; снизилась высота хориоидальной неоваскуляризации в 2,8 раза на фоне улучшения зрительных функций в 10 раз; уменьшилось количество локусов, соответствующих зонам абсолютной скотомы, в 4,7 раза, при повышении общей светочувствительности сетчатки 12,6 раза. Заключение. Оценка морфофункциональных параметров сетчатки демонстрирует повышение остроты зрения на фоне благоприятного анатомического исхода и последующее сохранение достигнутых параметров в отдаленные сроки у пациентов с субмакулярным кровоизлиянием после субретинального введения проурокиназы и пневмодислокации с последующей анти-VEGF терапией.

Ключевые слова: тканевой активатор плазминогена, субмакулярное кровоизлияние, возрастная макулярная дегенерация

Динамика параметров чувствительности центральной зоны сетчатки после витрэктомии по поводу регматогенной отслойки сетчатки с использованием силиконовой тампонады

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 383-388
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Суханова А.В., Файзрахманов P.P., Павловский О.А., Карпов Г. О., Босов Э.Д.
Организация: ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова» Минздрава России
Резюме:

Цель: оценить динамику изменения зрительных функций посредством фундус-микропериметрии (ФМП) в различные сроки наблюдения после витрэктомии с использованием силиконовой тампонады (СТ) по поводу регматогенной отслойки сетчатки (РОС) macula-off. Материал и методы. Группу I составили случаи первичной macula-off РОС длительностью до 13 суток (10 глаз); группу II — от 14 до 30 суток (10 глаз). Группа контроля была представлена парным глазом без офтальмопатологии. На третьи, 30-е и 90-е сутки после СТ и на 30-е сутки после удаления силиконового масла (СМ) проводили ФМП. Результаты. В группе I наблюдалась тенденция к росту максимальной корригированной остроты зрения (МКОЗ) на сроке до 90-х суток; в группе II —до 30-х суток с последующей тенденцией к снижению. После удаления СМ в группе I значение МКОЗ составило 0,48±0,11, что превысило данные на 90-е сутки в 1,92 раза (р=0,002), на третьи сутки в 2,8 раза (р<0,001). В группе II показатель МКОЗ составил 0,28±0,16, превысив данные на 90-е сутки в 1,47 раза (р=0,12) и на третьи сутки в 2 раза (р=0,05). После разрешения СТ в группе II выявлено снижение параметра световой чувствительности (СЧ) в 1-й зоне в 1,33 раза (р=0,05) в сравнении с данными на 90-е сутки, ассоциированное со смещением точки фиксации. В группе I показатель МКОЗ имел сильную положительную корреляционную связь с СЧ в 1-й зоне (г=0,73) и средним значением СЧ (г=0,66). В группе II продемонстрирована средняя корреляционная связь как между МКОЗ и СЧ в 1-й зоне (г=0,55), так и среднего значения СЧ (г=0,51). Заключение. В случаях РОС с использованием СТ выявлена различная динамика изменений параметра МКОЗ, СЧ и фиксационных параметров в зависимости от длительности РОС.

Ключевые слова: силиконовая тампонада, светочувствительность, отслойка сетчатки, микропериметрия

Цифровая хромовитрэктомия влечении ретинопатии Вальсальвы (клинический случай)

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 380-383
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Клинический случай
Авторы: Стебнев С.Д., Стебнев B.C., Складчикова Н.И., Ващенко Т.Ю.
Организация: ФГБОУ ВО Самарский ГМУ Минздрава России, клиника «Хирургия глаза»
Резюме:

Цель: представить клинический случай ретинопатии Вальсальвы у пациентки, пролеченной с использованием новой технологии «цифровая хромовитрэктомия». Выбор метода лечения определялся сроками заболевания, локализацией кровоизлияния, его площадью и глубиной расположения относительно структур витреомаку-лярного интерфейса. Для хирургического лечения использована цифровая хромовитрэктомия: ЗО-визуализация (NGENUITY, Alcon) с программным обеспечением Digitally Assisted Vitreoretinal Surgery, хирургическая система CONSTELLATION и новый скошенный витрактор UltraVit® 25+ (10000 рез/мин) в сочетании с Triamcinolone acetonide. Быстрый положительный анатомический и функциональный результат лечения показывает, что современная витрэктомия обеспечивает эффективное и безопасное лечение ретинопатии Вальсальвы.

Ключевые слова: хромовитрэктомия, ретинопатия Вальсальвы, маневр Вальсальвы, витреоретинальная хирургия

Вителлиформная макулярная дистрофия Веста — редкая патология, диагностированная после успешной хирургии катаракты (клинический случай)

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 378-380
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Клинический случай
Авторы: Стебнев B.C., Стебнев С.Д., Складчикова Н. И, Ващенко Т.Ю.
Организация: ФГБОУ ВО Самарский ГМУ Минздрава России, клиника «Хирургия глаза»
Резюме:

Цель: описание редкой патологии макулярной области — вителлиформной макулярной дистрофии Веста (ВМДБ), диагностированной у взрослого пациента после успешной двусторонней хирургии катаракты с имплантацией интраокулярной линзы. Проведенное в условиях полученной оптической доступности клиническое обследование и ОКТ-экспертиза позволили диагностировать на обоих глазах в проекции фовеа округлой формы гомогенный монофокальный очаг желтоватого цвета («яичный желток»), а по результатам оптической когерентной томографии (ОКТ) — проминирующий конусовидный гиперрефлективный вителлиформный материал, распространяющийся от разрушенного и атрофированного пигментного эпителия сетчатки и мембраны Бруха к фоторецепторному слою сетчатки. Описанный клинический случай показывает, что одной из редких причин низкой остроты зрения у взрослого пациента может являться ВМДБ — заболевание, требующее динамического наблюдения, и в первую очередь ОКТ-контроля.

Ключевые слова: хирургия катаракты, оптическая когерентная томография, вителлиформная макулярная дистрофия Беста

Закрытые травмы глаза при занятиях спортом (обзор)

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 372-377
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Обзор
Авторы: Соболев Н.П., Шкандина Ю.В., Эбзеева З.Р., Ибрагимова P.P., Рагимова Л. Ф.
Организация: ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России, ФГАУ «НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова"» Минздрава России
Резюме:

Удельный вес спортивных травм в общей структуре глазного травматизма сравнительно невелик. Однако актуальность и социальная значимость данной проблемы, профилактики и лечения ее последствий не вызывают сомнений в связи с тем, что большинство таких пациентов молоды, трудоспособны и нацелены на постоянное физическое развитие. В обзоре представлены работы, опубликованные за период с 1972 по 2021 г. и доступные для изучения в основных научных базах: PubMed, eLibrary.ru. Исследование литературных данных фокусировалось на спортивных травмах глазного яблока. В итоговый анализ включено 37 литературных источников.

Ключевые слова: спортивная травма глаза, закрытая травма

Методы бесшовной фиксации интраокулярных линз (обзор)

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 366-372
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Обзор
Авторы: Соболев Н. П., Шкандина Ю. В., Ибрагимова Р. Р., Соболева М.А., Эбзеева 3. Р., Рагимова Л. Ф.
Организация: ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России, ФГАУ «НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова"» Минздрава России
Резюме:

В настоящее время нет единой тактики хирургического лечения пациентов с патологией связочного аппарата хрусталика, что обусловлено многообразием подходов к фиксации интраокулярных линз и полиморфизмом клинической картины. В обзоре представлены работы, опубликованные за последние 30 лет и доступные для изучения в основных научных базах: PubMed, eLibrary.ru. Обзор литературы позволил детально оценить преимущества и недостатки хирургических подходов к склеральной бесшовной фиксации интраокулярных имплантатов. В итоговый анализ включено 50 литературных источников.

Ключевые слова: внекапсульная фиксация, бесшовная склеральная фиксация

Вариабельность сердечного ритма у пациентов с осевой миопией

Год: 2021, том 17 Номер: №2 Страницы: 362-366
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Розанова О.И., Лодейщикова Е.С.
Организация: ФГАУ «НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова"» Минздрава России
Резюме:

Цель: проанализировать вариабельность сердечного ритма и показатели вегетативной регуляции у пациентов с эмметропией и осевой миопией. Материал и методы. Обследовано 30 добровольцев (с эмметропической и миопической рефракцией) в возрасте от 23 до 30 лет. Кроме стандартного офтальмологического обследования всем проводилась кардиоинтервалография (Варикард 2.51, Рамена, Россия). Результаты. У пациентов с миопией выявлено значимое снижение общей мощности спектра сердечных колебаний (р=0,034) и активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы (ВНС) (р=0,046). Величина объективной рефракции статистически значимо коррелировала с параметрами вегетативной регуляции и адаптационным статусом организма. Заключение. Общие показатели активности регуляторных систем у пациентов с миопией отличаются от контроля по общей мощности спектра сердечных колебаний и активности парасимпатического звена иннервации. Увеличение степени близорукости согласовано со снижением суммарной регуляторной активности со стороны ВНС и усилением сдвига в балансе ВНС в сторону преобладания симпатического компонента.

Ключевые слова: миопия, вегетативная нервная система, вариабельность сердечного ритма