Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Оценка рисков здоровью младших школьников в условиях организации дистанционного обучения

Год: 2022, том 18 Номер: №3 Страницы: 493-497
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Петрова Н.А., Янушанец О.И.
Организация: ФГБОУ ВО Северо-Западный ГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России
Резюме:

Аннотация. Цель: на основании гигиенической оценки условий и организации дистанционного обучения установить основные факторы риска здоровью младших школьников. Материал и методы. Обследованы 276 младших школьников г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Изучение организации и условий дистанционного обучения и субъективной оценки самочувствия проводилось методом анкетирования. Изучение динамики функционального состояния организма (ФСО) школьников проходило до и после урока русского языка с офтальмо-неэргономичным визуальным материалом, реализуемым через электронное средство обучения (ЭСО). Результаты. Установлено, что в группе детей шансы и риски изменения самочувствия выше при нерациональной организации подключения к интернету (RR=1,904, OR=3,139), развитие умственного утомления выше у школьников, которые обучаются в неблагоприятной световой среде (RR=1,809, OR=5,125), нервное утомление формируется чаще у школьников, обучающихся через нерациональное ЭСО (RR=3,869, OR=24,271). Заключение. Исследование позволило установить основные факторы риска, способствующие изменению самочувствия и ФСО младших школьников при организации дистанционного обучения — неправильная поза при обучении, нерациональный вид ЭСО, нерациональный тип подключения к интернету и неблагоприятная световая среда в помещении.

Литература:
1. Петькова Ю. P. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС. Успехи современного естествознания 2015; (3): 199-204.
2. Кучма В.P., Сухарева Л. M., Храмцов П. И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2016; (3): 22-7.
3. Милушкина О. Ю., Попов В. И., Скоблина Н.А. и др. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета 2020; (3): 85-91.
4. Кучма В. P., Седова А. С, Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2020; (2): 4-23.
5. Александрова И.Э., Айзятова M.B. Функциональное состояние организма младших школьников при использовании электронных средств обучения. РМЖ. Мать и дитя 2022; 5 (2): 157-63.
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ (дата обращения: 15.08.2022).
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115 (дата обращения: 15.07.2022).
8. Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования: руководство. М.: НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 2020; 20 с.
9. Булычева E.B., Сетко И.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса учащихся начальных классов в условиях дистанционного обучения. Оренбургский медицинский вестник 2021; 9: 1 (33): 56-60.
10. Кучма В.P., Седова А.О, Соколова ОБ. и др. Пандемия COVID-19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды. Национальное здравоохранение 2021; 2 (1): 21-31.
11. Полат E.C. Дистанционное обучение. Педагогические и информационные технологии в образовании 2001; (4): 1-10.
12. Щадная M.A. Дистанционное обучение в современной реальности. Наука, техника и образование 2020; (5): 74-6.
13. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова M.A. и др. Обоснование безопасных условий использования электронных планшетов на учебных занятиях в школе. Здоровье населения и среда обитания 2015; (8): 20-4.

Прикрепленный файлРазмер
2022_03-1_493-497.pdf328.27 кб

Голосов пока нет