Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Оценка риска, обусловленного функциональными нарушениями и хроническими болезнями глаза, для здоровья обучающихся в пятых классах

Резюме:

Аннотация. Цель: количественная оценка изменения риска для здоровья пятиклассников, обусловленного функциональными нарушениями и хроническими болезнями глаза (миопии), в процессе обучения в начальной школе. Материал и методы. По данным медицинских карт ребенка проведена оценка распространенности миопии (до поступления в школу, после первого и пятого классов обучения), а также количественная оценка изменения риска, обусловленного патологией органа зрения, в одной из общеобразовательных организаций крупного промышленного города (на примере города Перми). Численность группы наблюдения составила 136 детей в возрасте 11-12 лет (в том числе 56% мальчиков). Для характеристики риска определены дополнительные вероятности патологической пораженности к пятому классу и использованы коэффициенты тяжести. Результаты. При увеличении образовательной нагрузки от первых к пятым классам в 1,5 раза (с 23,1±1,04 до 35,6±1,9 балла трудности предметов) распространенность миопии в школьном онтогенезе увеличивается в 2,3 раза (р<0,001). Уровень риска возрастает от допустимого (3,7><10-5 в первых классах) до высокого (1,1><10_3 при функциональных нарушениях и 1,9x10-2 при хронических состояниях), что не является приемлемым. Заключение. Использование подхода количественной оценки риска позволило выявить переход от допустимого к высокому уровню риска развития болезней глаз (миопии) среди детей в начальной школе. Для предупреждения таких изменений требуется реализация эффективных медико-профилактических мероприятий.

Литература:
1. Кучма В.P., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария 2017; 96 (10): 990-5. DOI: 10.47470/0016-9900-2017-96-10-990-995.
2. Проскурина О. В., Маркова Е.Ю., Бржеский В. В. и др. Распространенность миопии у школьников некоторых регионов России. Офтальмология 2018; 15 (3): 348-53. DOI: 10.18008/1816-5 095-2018-3-348-353.
3. Рапопорт И. К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2019; (1): 19-27.
4. Порецкова Г. Ю., Тяжева А. А., Рапопорт И. К. и др. Современные тренды нарушении здоровья детей школьного возраста г. Самары. Наука и инновации в медицине 2019; 4 (1): 58-62. DOI:10.35693/2500-1388-2019-4-1-58-62.
5. Дорошева E.A. Эволюционный подход к вопросам формирования близорукости: перестройка зрительного анализатора как адаптация к социокультурным условиям. Экспериментальная психология 2014; 7 (3): 83-97.
6. Кучма В. P., Рапопорт И. К., Сухарева Л.М. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации 2021; 65 (4): 325-33. DOI: 10.47470/0044-197Х-2021-65-4-325-333.
7. Кузьменко M.A., Сорокина А. В., Онищук Я. И. Школьно-обусловленная патология органа зрения: причины и пути решения (аналитический обзор). Сибирский педагогический журнал 2020; (1): 146-55. DOI: 10.15293/1813-4718.2001.15.
8. Емельянова И.Н., Орел В. И., Бржеский В. В. Социально-гигиенические факторы прогрессирования миопии у школьников современного мегаполиса. Медицина и организация здравоохранения 2021; 6 (4): 51-9.
9. Мягков А. В., Поскребышева Ж. H., Жабина О. А., Мягков Д. А. Эпидемиология миопии у детей Российской Федерации и анализ методов ее контроля. The Eye Глаз 2021; 23 (2): 7-18. DOI: 10.33791/2222-4408-2021-2-7-18.
10. О комплексной оценке состояния здоровья детей: приказ № 621 от 30.12.2003. URL: https://docs.cntd.ru/document/901884588 (дата обращения: 27.06.2022).
11. Лир Д. H., Казанбаева A.B., Легостина В. А. Гигиеническая оценка образовательного процесса в средней общеобразовательной организации. В кн.: Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения — 2020: сб. материалов Всерос. науч.-практ интернет-конференции молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора с междунар. участием. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2020; с. 313-6.
12. WHO methods and data sources for global burden of disease estimates 2000-2019. WHO, 2020. URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/gho-docu-ments/global-health-estimates/ghe2019_daly-methods. pdf?s-fvrsn=31b25009_7 (27 June 2022).
13. Онищенко ГГ., Зайцева H.B., Май И.В. и др. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития: монография. М.; Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политех, ун-та, 2014; 738 с.
14. Маркова Е.Ю., Пронько H.A., Безмельницына Л.Ю. и др. К вопросу о школьной близорукости. Офтальмология 2018; 15(1): 87-91. DOI: 10.18008/1816-5095-2018-1-87-91.
15. Рапопорт И. К., Цамерян А. П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания 2019; 5 (314): 20-7. DOI: 10.35627/2219-5238/2019-314-5-20-27.
16. Лир Д. H., Казанбаева А. В., Легостина В.А. Динамика заболеваемости обучающихся в общеобразовательных организациях за период обучения в начальной школе. В кн.: Анализ риска здоровью — 2020 совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью Rise-2020 и круглым столом по безопасности питания: сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политех, ун-та, 2020; т. 1: с. 438-42.
17. Сухарева Л.М., Рапопорт И. К., Цамерян А. П. Медицинская профилактика болезней глаза и его придаточного аппарата (МКБ-10: VII класс (Н00 — Н59) у обучающихся в образовательных организациях. ФР РОШУМЗ-9-2014, 2014; 11 с.
18. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская A. H. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников. Вопросы современной педиатрии 2014; 13 (3): 44-50.
19. Стук И.Н., Гульцова А. Г., Тельцова А. В. Миопия у детей: стратегия врача-офтальмолога для достижения оптимального результата. Офтальмология. Восточная Европа 2022; 12 (2): 268-75. DOI: 10.34883/PI. 2022.12.2.034.
20. Жаров В. В., Кузнецова Г. Е., Лялин А. Н. и др. Проблема школьной миопии в Удмуртской Республике и эффективность новых патогенетически ориентированных мероприятий, направленных на ее профилактику и лечение. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов 2013; (1): 44-6.

Прикрепленный файлРазмер
2022_03-1_479-483.pdf718.05 кб

Голосов пока нет