Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Социально-ролевая детерминация профессиональной коммуникации в медицине

Год: 2022, том 18 Номер: №2 Страницы: 260-265
Рубрика: Социология и история медицины Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Чернышкова Е.В., Каткова А.В., Андриянов С.В., Чернышков Д.В., Мещерякова И.Ю., Кузнецова М.Н., Андриянова Е.А.
Организация: Центр медико-социологических исследований, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: определить влияние ожиданий пациента и ролевого поведения врача на характер и удовлетворенность коммуникативным процессом (КП) между ними. Материал и методы. С использованием авторских анкет опрошены 232 врача и 255 пациентов. Анкета для врачей направлена на выявление сегментов профессиональной деятельности врача в аспекте выполнения заданной социальной роли. Анкета для пациентов позволяет получить данные о влиянии устойчивых представлений о «титульных» профессиональных качествах врача на характер коммуникации в терапевтическом процессе. Результаты. Результативность КП между врачом и пациентом детерминирована: доверием к врачам (88,2%); высоким уровнем стресса врачей (69,4%); временем, отведенным на прием (51,7%); уровнем восприятия медицинской информации со стороны пациента (42%). Отмечается преимущественно бесконфликтное течение КП (62,7%). Описаны наиболее привлекательные качества врача для пациентов: доходчивость и полнота предоставляемой информации (100%); уважительная оценка личности (62,7%); бесконфликтность (62,7%); терпимость (74,5%); открытость (62,7%); поддержка (62,7%). Заключение. Существуют различия в выборе модели взаимодействия между врачом и пациентом. Повышение статуса врача как условия и следствия коммуникации с пациентами дифференцированы врачами как необходимость правовой защиты профессиональной деятельности, достойная пенсия, повышение престижа профессии, улучшение условий труда; пациентами — соблюдение врачами норм этики в общении с пациентами, повышение профессионализма врача.

Литература:
1. Beckman HB, Markakis KM, Suchman AL, Frankel RM. The doctor-patient relationship and malpractice: Lessons from plaintiff depositions. Archives of Internal Medicine 1994; 154 (12): 1365-70.
2. Денисов И.Н., Резе А. Г., Волнухин А. В. Коммуникативные навыки врачей в амбулаторной практике. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2012; (5): 18-9.
3. Андриянов СВ., Чернышков Д.В. Коммуникативный подход в современных практиках здоровьесбережения (на примере школ здоровья). Социология медицины 2016; 15(1): 48-51.
4. Кузьмина H.H. Реализация гуманистического начала в общении врача и пациента (жанр «Утешение»). Вестн. Костром, гос. ун-та 2010; (1): 220-5.
5. Зотов В. В., Кравчук П.Ф. Личность в теории социальных коммуникаций. Личность. Культура. Общество 2005; 7 (26): 73-82.
6. Болучевская В. В., Павлюкова А. И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация. Медицинская психология в России 2011; (2). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 18.12.2020.
7. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990; 335 с.
8. Byrne PS, Long BEL. Doctor talking to patients. L., 1976; p. 15.
9. Арстангалиева З.Ж., Чернышкова E.B., Андриянова Е.А. Практики здо-ровьесбережения современных работающих пенсионеров. Современные исследования социальных проблем 2015; (7): 41-51.
10. Денисов И.Н., Резе А. Г., Волнухин А. В. Профилактика претензий к качеству медицинского обслуживания. Роль коммуникативных навыков врачебного персонала. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2012; (6): 32-5.
11. Колягин В. В. Коммуникация в медицине. Основы трансакционного анализа: пособие для врачей. Иркутск, 2012; 60 с.
12. Чирикова A.E., Шишкин O.B. Взаимодействие врачей и пациентов в современной России: векторы изменений. Мир России. Социология. Этнология 2014; 23 (2): 154-82.

Прикрепленный файлРазмер
2022_2_260-265.pdf340.99 кб

Голосов пока нет