ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ДОВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: П.В. Глыбочко, А.А. Свистунов, Л.М. Федорова, Е.В. Наумова
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
В статье анализируются основные принципы современной системы довузовского образования: доступность (социальная и территориальная), качество и эффективность, преемственность, непрерывность и поступательность, воспитание личности будущего специалиста. Довузовский этап образования рассматривается как фундамент высшего профессионального образования и одна из составляющих модернизации российского образования
В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества реформа образования выступает как решающее условие формирования системы современных социально значимых ценностей. Именно довузовский этап образования должен собрать воедино эти ценности и выступить как базовое звено модернизации образования.
Довузовское профильное образование зарекомендовало себя в последние годы как качественная форма подготовки будущих специалистов. Основная цель системы пред-профильного довузовского образования - это подготовка всесторонне образованного и конкурентоспособного абитуриента, а в дальнейшем студента, способного и умеющего учиться, испытывающего потребность постоянно учиться. «Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это умение учиться» [Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина, 2002:10].
Ведущими принципами довузовского образования на современном этапе развития общества являются доступность образования, включающая в себя социальную и территориальную доступность, качество и эффективность, преемственность, непрерывность и поступательность, воспитание личности будущего специалиста.
Принцип социальной доступности подразумевает обеспечение равного доступа к полноценному образованию независимо от материального достатка семьи, социального статуса, национальной принадлежности. Системе довузовского образования надлежит обеспечить возможность доступности качественной подготовки учащихся, проживающих в регионах, территориально отдаленных от высшего учебного заведения. Таким образом будет в полной мере реализован принцип территориальной доступности.
На факультете довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета поэтапно и планомерно создаются условия для реализации социальной и территориальной доступности образования: существует гибкая система компенсационного обучения, учитывающая социальные, территориальные особенности регионов (более низкий жизненный уровень, отдаленность от вуза). Такой индивидуальный подход прослеживается в работе со многими общеобразовательными учебными заведениями городов Саратовской области (Пугачев, Балашов, Новоузенск, Ершов, Петровск, Ртищево) и областных центров России (Брянск, Тамбов, Пенза). Одной из основных задач факультета довузовского образования, важнейшим направлением реализации территориальной доступности и повышения качества образования должна стать его информатизация, в частности, осуществление разработанной по инициативе Президента Российской Федерации программы информатизации всех уровней российского образования. На довузовском этапе предусматриваются не только компьютеризация образовательных учреждений, но и разработка новых информационных технологий, в том числе дистанционного обучения.
Ведущими принципами образования на любом этапе являются его качество и эффективность, соответствие актуальным и перспективным потребностям общества и личности. Довузовское образование в Саратовском государственном медицинском университете существует более 15 лет и отличается от всех других форм подготовки к поступлению и обучению в вузе именно качеством подготовки учащихся. Факультет довузовского образования осуществляет работу по нескольким направлениям: обучение учащихся 8-11-х классов в медицинском лицее при Саратовском государственном медицинском университете, обучение в медицинских классах общеобразовательных учреждений, сотрудничающих с медуниверситетом, и обучение на подготовительных курсах разных форм и сроков обучения (на факультете работают вечерние долгосрочные подготовительные курсы, интенсивные курсы в дни зимних и весенних школьных каникул, летние интенсивные курсы и заочные подготовительные курсы). В системе довузовского образования накоплен огромный опыт преподавания профильных дисциплин: биологии, химии, русского языка; кафедральными коллективами разработаны программы разных форм и сроков обучения, изданы учебно-методические пособия. Но главное - на факультете довузовского образования работают творческие люди, имеющие большой опыт преподавания в системе ФДО. Результаты их работы говорят сами за себя: примерно 90% учащихся медицинских классов общеобразовательных учреждений, сотрудничающих с СГМУ, и около 70 % учащихся подготовительных курсов поступают в меду-ниверситет. Из учащихся системы довузовского образования вырастают студенты, способные учиться, умеющие мыслить, стремящиеся заниматься научной деятельностью. Принцип качества образования особенно актуален в условиях перехода к единым государственным экзаменам по профильным предметам и учету их в качестве вступительных испытаний в университет.
«Все реформы образования будут обречены, если не будет меняться сам педагог, не будут меняться условия его работы и жизни. Престиж учителя - это не в последнюю очередь уровень заработной платы, материального содержания. Но не только это. Прежде всего, уважение к нему, идущее от его профессиональной компетентности. Лишь в этом случае у нас сложится такое учительское сословие, которое будет иметь высокий общественно значимый статус. Так было в России всегда» [Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина, 2002:10]. Повышению качества и эффективности образования в полной мере способствуют областные семинары для учителей, проводимые факультетом довузовского образования. Открытые уроки ведущих преподавателей системы факультета довузовского образования, заседания секций по профильным предметам, круглые столы, на которых обсуждаются самые насущные проблемы современного состояния довузовского образования (планирование по профильным дисциплинам, особенности преподавания биологии, химии и русского языка в медицинских классах и на подготовительных курсах системы ФДО, подготовка к сдаче единых государственных экзаменов), семинары стали настоящей школой мастерства для учителей общеобразовательных учреждений, сотрудничающих с Саратовским государственным медицинским университетом.
Принцип преемственности, непрерывности и поступательности образования приобретает особую значимость в настоящее время, когда идут глобальные перемены во всех сферах нашей жизни. Довузовский этап образования должен не дублировать программу первого курса университета, а подготовить к поступлению, а главное - к обучению будущего студента в университете. Кроме того, из студентов, прошедших систему довузовского образования, должны формироваться студенческие группы, занятия в которых велись бы по специальным углубленным программам. Необходимо создать в университете такие условия для обучения этих студентов, чтобы они могли максимально раскрыть свой умственный и творческий потенциал.
Все перечисленные принципы современной системы довузовского образования не смогут претвориться в жизнь в полной мере без реализации едва ли не самого приоритетного - воспитания будущих специалистов. «Общегосударственной, ключевой на данном этапе является задача коренного улучшения воспитания детей и молодежи» [Доклад заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко, 2002:16]. Одна из важнейших задач системы довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета - воспитание личности будущего врача. Стержнем такого воспитания всегда было и остается духовное воспитание, которое ориентируется на общечеловеческие ценности, на национальные традиции. Преподаватели, работающие в системе факультета довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета, стремятся воспитать у учеников чуткость к глобальным общечеловеческим проблемам, уважительное и участливое отношение к делам и заботам близких,
родных и живущих рядом людей, дать ученикам не только хорошие знания по всем предметам, но и пробудить в них гордость за успехи врачей-земляков, воспитать в каждом ученике чувство гордости от приобщения к Саратовской медицинской школе.
Русский врач всегда являлся образцом высокой культуры и нравственности. Милосердие, сострадание, душевная чуткость и доброта - без этих национальных качеств немыслим будущий врач. Как воспитать в учащихся все эти качества? Куда мы можем обращаться за помощью? Неиссякаемыми источниками духовности, нравственны-1.'и началами для нас являются отечественная литература, русский язык, наше многонациональное искусство, богатая история, вера и, конечно, люди, живущие рядом.
Для многих средних общеобразовательных учебных заведений, сотрудничающих с Саратовским государственным медицинским университетом, характерно выделение в содержании и организации воспитательного процесса доминанты - приоритетного вида или направления в многогранном сотрудничестве детей и взрослых, на основе которой формируется уникальность учебного заведения, («лицо» школы, лицея, гимназии), причем стержень этот диктуется самобытностью региона. Каждый край обладает богатым культурным наследием, истоками, которые продолжают питать молодые умы, сердца и души наших учеников. Одной из традиционных форм воспитательной и про-фориентационной работы на факультете довузовского образования стали презентации факультетов уни-зерситета, встречи с деканами факультетов и профессорско-преподавательским составом университета. Эти встречи позволяют учащимся не только определиться с выбором будущей специальности, но формируют заинтересованность в получении знаний, ощущение сопричастности медицине как творческой профессии.
В условиях перехода к проведению единых государственных экзаменов по профильным предметам и учету их в качестве вступительных испытаний в вузы роль допрофильного образования возрастает, поскольку довузовская система образования уже зарекомендовала себя как самая эффективная форма подготовки не только к поступлению, но, главное, к обучению в университете. В этих условиях особенно остро будет стоять проблема качества знаний абитуриента. Средние общеобразовательные учреждения видят свою задачу прежде всего в подготовке к сдаче единых государственных экзаменов, и в этой связи возрастает роль университетских преподавателей, глубоко владеющих предметом и способных подготовить учащихся не только к сдаче единых государственных экзаменов, но и адаптировать их к дальнейшему обучению в медицинском университете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Модернизация российского образования: документы и материалы/ Редактор-составитель Э.Д. Днепров. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332 с.
2,Глыбочко П.В., Свистунов А.А., Моррисон В.В., Нико-ленко В.Н. Повышение качества образования - основная задача модернизации системы медицинского образования/ / Саратовский научно-медицинский журнал. — 2004. — № 4(6). — С. 5-9.
3. Сафонова Л.В. Управление экспериментом по пред-профильной подготовке и профильному обучению// Вестник образования Саратовской области. — 2005. — С. 50-54.