Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: ДОВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Год: 2007, том 3 Номер: №1 Страницы: 5-7
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: П.В. Глыбочко, А.А. Свистунов, Л.М. Федорова, Е.В. Наумова
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье анализируются основные принципы современной системы довузовского образования: доступность (социальная и территориальная), качество и эффективность, преемственность, непрерывность и поступательность, воспитание личности будущего специалиста. Довузовский этап образования рассматривается как фундамент высшего профессионального образования и одна из составляющих модернизации российского образования

Ключевые слова: медицинское образование

В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу в условиях мно­гонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской госу­дарственности и демократического гражданского общества реформа образования выс­тупает как решающее условие формирования системы современных социально значи­мых ценностей. Именно довузовский этап образования должен собрать воедино эти цен­ности и выступить как базовое звено модернизации образования.
Довузовское профильное образование зарекомендовало себя в последние годы как качественная форма подготовки будущих специалистов. Основная цель системы пред-профильного довузовского образования - это подготовка всесторонне образованного и конкурентоспособного абитуриента, а в дальнейшем студента, способного и умеющего учиться, испытывающего потребность постоянно учиться. «Нельзя относиться к образова­нию только как к накоплению знаний. В современных условиях это прежде всего разви­тие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это умение учить­ся» [Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государствен­ного совета Российской Федерации В.В. Путина, 2002:10].
Ведущими принципами довузовского образования на современном этапе развития общества являются доступность образования, включающая в себя социальную и террито­риальную доступность, качество и эффективность, преемственность, непрерывность и поступательность, воспитание личности будущего специалиста.

Принцип социальной доступности подразумевает обеспечение равного доступа к полноценному обра­зованию независимо от материального достатка семьи, социального статуса, национальной принадлежности. Системе довузовского образования надлежит обес­печить возможность доступности качественной подго­товки учащихся, проживающих в регионах, террито­риально отдаленных от высшего учебного заведения. Таким образом будет в полной мере реализован прин­цип территориальной доступности.
На факультете довузовского образования Саратов­ского государственного медицинского университета по­этапно и планомерно создаются условия для реализа­ции социальной и территориальной доступности обра­зования: существует гибкая система компенсационно­го обучения, учитывающая социальные, территориаль­ные особенности регионов (более низкий жизненный уровень, отдаленность от вуза). Такой индивидуальный подход прослеживается в работе со многими обще­образовательными учебными заведениями городов Саратовской области (Пугачев, Балашов, Новоузенск, Ершов, Петровск, Ртищево) и областных центров Рос­сии (Брянск, Тамбов, Пенза). Одной из основных задач факультета довузовского образования, важнейшим направлением реализации территориальной доступно­сти и повышения качества образования должна стать его информатизация, в частности, осуществление раз­работанной по инициативе Президента Российской Фе­дерации программы информатизации всех уровней российского образования. На довузовском этапе пре­дусматриваются не только компьютеризация образо­вательных учреждений, но и разработка новых инфор­мационных технологий, в том числе дистанционного обучения.
Ведущими принципами образования на любом эта­пе являются его качество и эффективность, соответ­ствие актуальным и перспективным потребностям об­щества и личности. Довузовское образование в Сара­товском государственном медицинском университете существует более 15 лет и отличается от всех других форм подготовки к поступлению и обучению в вузе именно качеством подготовки учащихся. Факультет до­вузовского образования осуществляет работу по не­скольким направлениям: обучение учащихся 8-11-х классов в медицинском лицее при Саратовском госу­дарственном медицинском университете, обучение в медицинских классах общеобразовательных учрежде­ний, сотрудничающих с медуниверситетом, и обуче­ние на подготовительных курсах разных форм и сро­ков обучения (на факультете работают вечерние дол­госрочные подготовительные курсы, интенсивные кур­сы в дни зимних и весенних школьных каникул, лет­ние интенсивные курсы и заочные подготовительные курсы). В системе довузовского образования накоп­лен огромный опыт преподавания профильных дис­циплин: биологии, химии, русского языка; кафедраль­ными коллективами разработаны программы разных форм и сроков обучения, изданы учебно-методичес­кие пособия. Но главное - на факультете довузовско­го образования работают творческие люди, имеющие большой опыт преподавания в системе ФДО. Резуль­таты их работы говорят сами за себя: примерно 90% учащихся медицинских классов общеобразовательных учреждений, сотрудничающих с СГМУ, и около 70 % учащихся подготовительных курсов поступают в меду-ниверситет. Из учащихся системы довузовского обра­зования вырастают студенты, способные учиться, уме­ющие мыслить, стремящиеся заниматься научной дея­тельностью. Принцип качества образования особенно актуален в условиях перехода к единым государствен­ным экзаменам по профильным предметам и учету их в качестве вступительных испытаний в университет.
«Все реформы образования будут обречены, если не будет меняться сам педагог, не будут меняться ус­ловия его работы и жизни. Престиж учителя - это не в последнюю очередь уровень заработной платы, мате­риального содержания. Но не только это. Прежде все­го, уважение к нему, идущее от его профессиональ­ной компетентности. Лишь в этом случае у нас сло­жится такое учительское сословие, которое будет иметь высокий общественно значимый статус. Так было в России всегда» [Вступительное слово Президента Рос­сийской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина, 2002:10]. Повышению качества и эффективности образования в полной мере способствуют областные семинары для учителей, проводимые факультетом довузовского об­разования. Открытые уроки ведущих преподавателей системы факультета довузовского образования, засе­дания секций по профильным предметам, круглые сто­лы, на которых обсуждаются самые насущные пробле­мы современного состояния довузовского образова­ния (планирование по профильным дисциплинам, осо­бенности преподавания биологии, химии и русского языка в медицинских классах и на подготовительных курсах системы ФДО, подготовка к сдаче единых госу­дарственных экзаменов), семинары стали настоящей школой мастерства для учителей общеобразователь­ных учреждений, сотрудничающих с Саратовским го­сударственным медицинским университетом.
Принцип преемственности, непрерывности и посту­пательности образования приобретает особую значи­мость в настоящее время, когда идут глобальные пе­ремены во всех сферах нашей жизни. Довузовский этап образования должен не дублировать программу первого курса университета, а подготовить к поступ­лению, а главное - к обучению будущего студента в университете. Кроме того, из студентов, прошедших систему довузовского образования, должны форми­роваться студенческие группы, занятия в которых ве­лись бы по специальным углубленным программам. Необходимо создать в университете такие условия для обучения этих студентов, чтобы они могли максимально раскрыть свой умственный и творческий потенциал.
Все перечисленные принципы современной сис­темы довузовского образования не смогут претворить­ся в жизнь в полной мере без реализации едва ли не самого приоритетного - воспитания будущих специа­листов. «Общегосударственной, ключевой на данном этапе является задача коренного улучшения воспита­ния детей и молодежи» [Доклад заместителя Предсе­дателя Правительства Российской Федерации В.И. Мат­виенко, 2002:16]. Одна из важнейших задач системы довузовского образования Саратовского государствен­ного медицинского университета - воспитание лично­сти будущего врача. Стержнем такого воспитания все­гда было и остается духовное воспитание, которое ориентируется на общечеловеческие ценности, на на­циональные традиции. Преподаватели, работающие в системе факультета довузовского образования Сара­товского государственного медицинского университе­та, стремятся воспитать у учеников чуткость к глобаль­ным общечеловеческим проблемам, уважительное и участливое отношение к делам и заботам близких,
родных и живущих рядом людей, дать ученикам не только хорошие знания по всем предметам, но и про­будить в них гордость за успехи врачей-земляков, вос­питать в каждом ученике чувство гордости от приоб­щения к Саратовской медицинской школе.
Русский врач всегда являлся образцом высокой куль­туры и нравственности. Милосердие, сострадание, душев­ная чуткость и доброта - без этих национальных качеств немыслим будущий врач. Как воспитать в учащихся все эти качества? Куда мы можем обращаться за помощью? Неиссякаемыми источниками духовности, нравственны-1.'и началами для нас являются отечественная литерату­ра, русский язык, наше многонациональное искусство, богатая история, вера и, конечно, люди, живущие рядом.
Для многих средних общеобразовательных учеб­ных заведений, сотрудничающих с Саратовским госу­дарственным медицинским университетом, характер­но выделение в содержании и организации воспита­тельного процесса доминанты - приоритетного вида или направления в многогранном сотрудничестве де­тей и взрослых, на основе которой формируется уни­кальность учебного заведения, («лицо» школы, лицея, гимназии), причем стержень этот диктуется самобыт­ностью региона. Каждый край обладает богатым куль­турным наследием, истоками, которые продолжают питать молодые умы, сердца и души наших учеников. Одной из традиционных форм воспитательной и про-фориентационной работы на факультете довузовско­го образования стали презентации факультетов уни-зерситета, встречи с деканами факультетов и про­фессорско-преподавательским составом университе­та. Эти встречи позволяют учащимся не только опре­делиться с выбором будущей специальности, но формируют заинтересованность в получении знаний, ощущение сопричастности медицине как творчес­кой профессии.
В условиях перехода к проведению единых госу­дарственных экзаменов по профильным предметам и учету их в качестве вступительных испытаний в вузы роль допрофильного образования возрастает, посколь­ку довузовская система образования уже зарекомен­довала себя как самая эффективная форма подготов­ки не только к поступлению, но, главное, к обучению в университете. В этих условиях особенно остро будет стоять проблема качества знаний абитуриента. Сред­ние общеобразовательные учреждения видят свою задачу прежде всего в подготовке к сдаче единых го­сударственных экзаменов, и в этой связи возрастает роль университетских преподавателей, глубоко вла­деющих предметом и способных подготовить учащихся не только к сдаче единых государственных экзаменов, но и адаптировать их к дальнейшему обучению в ме­дицинском университете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Модернизация российского образования: документы и материалы/ Редактор-составитель Э.Д. Днепров. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332 с.
2,Глыбочко П.В., Свистунов А.А., Моррисон В.В., Нико-ленко В.Н. Повышение качества образования - основная задача модернизации системы медицинского образования/ / Саратовский научно-медицинский журнал. — 2004. — № 4(6). — С. 5-9.
3. Сафонова Л.В. Управление экспериментом по пред-профильной подготовке и профильному обучению// Вестник образования Саратовской области. — 2005. — С. 50-54.

 
 

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.7 (3 голосов)