Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Влияние качества визуальных материалов, подаваемых на электронные средства обучения, на риск формирования нарушений функционального состояния организма

Год: 2022, том 18 Номер: №3 Страницы: 516-521
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Янушанец О.И., Петрова Н.А.
Организация: ФГБОУ ВО Северо-Западный ГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России
Резюме:

Аннотация. Цель: анализ влияния степени офтальмоэргономичности визуальных материалов, подаваемых на электронные средства обучения, на риск развития нарушений функционального состояния организма (ФСО) с учетом трудности учебных предметов. Материал и методы. В исследовании приняли участие 112 учащихся начальных классов. Изучение ФСО проводилось до и после уроков различной трудности и офтальмоэргономичности визуального материала по диагностическим тестам: корректурной пробы, простой сенсомоторной реакции, определения уровня критической частоты световых мельканий. Рассчитывали относительный риск (RR) и отношение шансов (OR). Результаты. Установлено, что в конце трудных уроков при использовании офталь-мо-неэргономичных визуальных материалов (ОНЭВМ) шанс развития зрительного утомления выше в 2,4 раза, а риск—в 1,5 раза, шанс снижения умственной работоспособности выше в 3,3 раза, риск — в 2 раза, шанс развития утомления в центральной нервной системе (ЦНС) выше в 2,5 раза, а риск — в 2 раза. При расположении рабочих мест в зоне зрительного дискомфорта (ЗДК) шансы и риск нарушения ФСО повышаются. Заключение. Оценка влияния использования визуальных материалов различной степени офтальмоэргономичности на уроках разной трудности показала высокие степени риска развития неблагоприятных изменений ФСО к концу уроков при использовании ОНЭВМ у детей, чьи парты располагались в ЗДК.

Литература:
1. Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Шумкова Т. В. Гигиеническая оценка использования ноутбука в начальной школе. Санитарный врач 2013; (7): 47-9. 2. Кучма В. P., Степанова М.И., Сазанюк З.И. и др. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов. Гигиена и санитария 2016; 95 (4): 387-91.
3. Саньков С.В., Кучма В.P. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной электронной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание 2019; 13 (3): 98-103.
4. Степанова M. И., Сазанюк З.И., Александрова И.Е. и др. О гигиенической целесообразности использования ноутбука в начальной школе. Здоровье населения и среда обитания 2012; (8): 27-9.
5. Степанова М.И. Гигиеническая безопасность цифровой образовательной среды для детей и подростков. Педагогика 2018; (12): 38-46.
6. Кучма В. P., Степанова М.И., Александрова И.Э. Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий: учеб.-метод, пособие. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2016; 22 с.
7. Кучма В. P., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009; 240 с.
8. Кучма В.P., Саньков СВ., Барсукова Н.К. Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке. Гигиена и санитария 2019; 98 (12): 1402-7.
9. Саблина И. В. Повышение познавательной активности младших школьников с помощью интерактивной доски. Концепт 2015; (8): 91-5.
10. Степанова М.И., Березина H.O., Александрова И.Э. и др. Использование интерактивных панелей на уроках в школе и их влияние на самочувствие пользователей. В кн.: Человек. Здоровье. Окружающая среда: материалы республиканской науч.-практ конф. с междунар. участием, посвященной гигиеническим аспектам первичной медицинской профилактики заболеваний. Минск: БелМАПО, 2019; с. 263-8.
11. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74993644/(flaTa обращения: 02.07.2022).
12. Об утверждении санитарных правил и норм Сан-ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021. URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115 (дата обращения: 02.07.2022).
13. Кучма В. P., Шубочкина Е.И., Сафонкина С. Г. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях. Анализ риска здоровью 2014; (1): 65-73.
14. Кучма В. P., Степанова М.И., Сазанюк З.И. и др. Гигиеническая оценка влияния учебных занятий с использованием электронных планшетов на функциональное состояние учащихся. Сеченовский вестник 2015; 21 (3): 35-42.
15. Кучма В. P., Сухарева Л. M., Храмцов П. И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2016; (3): 22-7.
16. Кучма В. P., Степанова М.И., Поленова M.A. и др. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников. Российский педиатрический журнал 2015; 18 (4): 51-5
.

Прикрепленный файлРазмер
2022_03-1_516-521.pdf314.52 кб

Голосов пока нет