Личностные характеристики пожилых пациентов неврологического стационара с нарушениями равновесия: исследование с применением проективного теста
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Ахмадеева Л.Р., Харисова Э.М., Хох И.Р., Липатова Е.Е., Ахмадеева Э.Н.
Организация: ФГБОУ ВО Башкирский ГМУ Минздрава России
Цель: выявить психологические особенности пожилых пациентов неврологического стационара с мульти-сенсорной недостаточностью и статодинамическими нарушениями. Материал и методы. В работу включены данные о 100 пациентах (средний возраст 67,6±7,7 года), каждый из которых протестирован дважды: при госпитализации в неврологический стационар и в день выписки. В работе применен цветовой тест Люшера в модификации Л. Н. Собчик. Результаты. Уровень работоспособности пациентов оценен как средний, но показатели стрессового состояния свидетельствуют о наличии умеренно выраженного стресса, непродуктивной напряженности, нестабильности, утомляемости и о преобладании негативных мыслей, переживаний. Более 30% пациентов пожилого возраста испытывали выраженную тревожность, склонность к депрессивным переживаниям, около 11% пациентов имели сильное психологическое напряжение. Заключение. Выявленные характеристики «гетерономность» и «концентричность» можно отнести к «портрету среднестатистического пожилого пациента» неврологического стационара с нарушениями равновесия. Однако, учитывая широкий коридор колебаний значений в указанной выборке, целесообразно использовать психодиагностику, в частности с помощью малозатратных по времени проективных методик, для каждого пациента старшей возрастной группы при подборе индивидуальных подходов к оказанию медицинской помощи.
Литература:
1. Шаяхметова Э.Ш., Самигуллин P.P., Халфин P.M., Митина Г. В. Скрининговое исследование психологического здоровья лиц пожилого возраста. Проблемы современного педагогического образования 2018; 60 (4): 478-81.
2. Раевский А. А. Дифференцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов с органическим расстройством головного мозга. Известия ВГПУ2012;5: 147-50.
3. Балашова C.H., Жернаков ГЛ., Дудков А.В. Применение пептидных биорегуляторов у лиц пожилого возраста с нарушениями психоэмоционального состояния. Успехи геронтологии 2008; 21 (3): 448-52.
4. Якунина А.А. Эмоционально-личностные особенности людей пожилого возраста в зависимости от формы их жизнеустройства. В сб.: Конкурс научно-исследовательских работ студентов ПГНИУ: тезисы конф. Пермь: ПермГНИУ, 2014; с. 333-6.
5. Черёмушникова И. И., Витун Е.В., Петросиенко Е.С., Нотова СВ. Возможности теста Люше-ра (8-цветовой вариант) в диагностике характерологических и поведенческих особенностей студентов с различным уровнем физической подготовки. Вестник ОГУ 2010; 12-1 (118): 108-10.
6. СобчикЛ.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: практ рук-во. СПб., 2006; 128 с.
7. Пельменёв В. К., Горелов А.А., Румба О. Г. Исследование психоэмоционального состояния студенток различных групп здоровья с помощью цветового теста Люшера. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология 2009; 11:80-7.
8. Мельников В. И., Леонтьев В. Г. Применение модифицированного теста Люшера для диагностики психических состояний личности. Психопедагогика в правоохранительных органах 2001; 2: 112-4.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
2021_01-1_105-108.pdf | 289.88 кб |