Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Избыточность питания и уровень школьной тревожности учащихся

Резюме:

Аннотация. Цель; выявление связи избыточности питания с уровнем школьной тревожности учащихся. Материал и методы. Группа наблюдения — 46 детей с индексом массы тела (ИМТ) выше +1 SD, группа сравнения — 138 человек с ИМТ ниже +1 SD. Проведен сравнительный анализ содержания кортизола и серотони-на сыворотки крови, параметров кардиоинтервалографического исследования и теста школьной тревожности Филлипса. Результаты. У детей группы наблюдения относительно группы сравнения уровень кортизола был в 1,2 раза выше, установлена большая активность симпатического отдела вегетативной регуляции (р<0,001), уровень общей тревожности в школе выше в 1,3-2,5 раза, страха ситуации проверки знаний — в 1,5-2,1 раза и уровня общей тревожности —до 2,3 раза (р<0,001-0,043). Получены прямые связи умеренной силы между значениями ИМТ и кортизолом, причинно-следственные зависимости влияния ИМТ на вероятность повышения страха ситуации проверки знаний и общей тревожности. Установлена хорошая прогностическая способность для значения ИМТ в отношении выявления общей тревожности, средняя — в отношении страха ситуации проверки знаний, значение точки отреза для SD ИМТ в отношении школьной тревожности составила 1,6 SD. За- ключение. Избыточность питания сопряжена с повышением уровня школьной тревожности. Проблема избыточности питания требует дополнительного привлечения специалистов психолого-педагогической службы.

Литература:
1. Статистические материалы. Заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2019 году. Части V, VI. М., 2020.
2. DeBoer MD. Assessing and managing the metabolic syndrome in children and adolescents. Nutrients 2019; 11 (8): 1788. DOI: 10.3390/nu11081788. PMID: 31382417; PMCID: PMC6723651.
3. Kanellopoulou A, Vassou C, Kornilak EN, et al. The association between stress and children's weight status: A school-based, epidemiological study. Children 2022; (9): 1066. DOI: 10.3390/children9071066.
4. Chu DT, Minh Nguyet NT, Nga VT, et al. An update on obesity: Mental consequences and psychological interventions. Diabetes Metab Syndr 2019; 13 (1): 155-60. DOI: 10.1016/j. dsx.2018.07.015. PMID: 30641689.
5. De Niet JE, Naiman Dl. Psychosocial aspects of childhood obesity. Minerva Pediatr2011; 63 (6): 491-505. PMID: 22075804.
6. Прахин Е.И., Гуров В.А., Пономарева Э.В. Психосоматические особенности детей в медико-педагогическом мониторинге здоровьеформирующей деятельности школ. Гигиена и санитария 2018; 97 (7): 635-41). DOI: 10.47470/0016-9900-2018-9 7-7-635-641.
7. WHO. Adolescent obesity and related behavior: trends and inequalities in the WHO European Region, 2002-2014. URL: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0019/339211 /WHO_ObesityReport_2017_v3. pdf (15 July 2022).
8. Нетребенко O.K., Украинцев C.E., Мельникова И.Ю. Ожирение у детей: новые концепции и направления профилактики: обзор литературы. Вопросы современной педиатрии 2017; 16 (5): 399-405. DOI: 10.15690/vsp.v16i5.1804.
9. Poманцова Т. И., Островская Е.В. Метаболически здоровое ожирение: дефиниции, протективные факторы, клиническая значимость. Альманах клинической медицины 2015; (Спец-вып. 1): 75-86.
10. Артемова E. В. Особенности синтеза, активации и дезактивации глюкокортикоидов. Биологическая роль кортизола в метаболических нарушениях. Ожирение и метаболизм 2017; 14(2): 48-52. DOI: 10.14341/ОМЕТ2017248-52.
11. Бородкина Д.А., Груздева О. В., Квиткова Л. В., Барба-раш О. Л. Распределение жировых отложений: разгадка кажущегося парадокса ожирения в кардиологии? Ожирение и метаболизм 2017; 14(2): 3-8. DOI: 10.14341/ОМЕТ201723-8.
12. Ширванова Ф.В., Каримова Д. H. Особенности проявления школьной тревожности. Санкт-Петербургский образовательный вестник 2019; 1 (29): 74-9.
13. Гарифулина Л. M., Холмурадова 3. Э., Лим М. В., Лим В. И. Психологический статус и пищевое поведение у детей с ожирением. Вопросы науки и образования 2020; 110 (26): 45-50.
14. Ершевская А. Б. Психосоциальные факторы в патогенезе ожирения у детей. Вестник НовГУ. Сер.: Медицинские науки 2017; 3 (101): 51-3.
15. Halasi S, Lepes J, Bordic V, et al. Relationship between obesity and health-related quality of life in children aged 7-8 years. Health Qual life Outcomes 2018; 16 (1): 149.
16. Мартынова И.Н., Винярская И. В., Терлецкая PH. Изменения качества жизни при ожирении у детей. Российский педиатрический журнал 2018; 21 (5): 285-9. DOI: 10.18821/1560-9561-2 018-21-5-285-289.
17. Suzuki Y, Ikeda A, Maruyama К, et al. The association between obesity and hyperactivity/anxiety among elementary school students in Japan. Int J Behav Med 2020; 27 (1): 79-86. DOI: 10.1007/sl 2529-019-09827-x. PMID: 31820287.
18. Lindberg L, Hagman E, Danielsson P, et al. Anxiety and depression in children and adolescents with obesity: A nationwide study in Sweden. ВМС Med 2020; 18 (1): 30. DOI: 10.1186/sl2916-020-1498-z. PMID: 32079538; PMCID: PMC7033939.
19. Ishii K, Shibata A, Adachi M, et al. Objectively measured sedentary behavior, obesity, and psychological well-being: A cross-sectional study of Japanese schoolchildren. J Phys Act Health 2017; 14 (4): 270-4. DOI: 10.1123/jpah.2016-0374. PMID: 28032812.
20. Григорьев С. Г., Лобзин Ю.В., Скрипченко Н.В. Роль и место логистической регрессии и ROC-анализа в решении медицинских диагностических задач. Журнал инфектологии 2016; 8 (4): 36-45. DOI: 10.22625/2072-6732-2016-8-4-36-45.

Прикрепленный файлРазмер
2022_03-1_511-516.pdf341.17 кб

Голосов пока нет