Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Обоснование мероприятий по повышению эффективности профилактической работы школ и подготовка медицинских и педагогических кадров для школьного здравоохранения

Год: 2022, том 18 Номер: №3 Страницы: 472-479
Рубрика: Тематическое приложение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Липанова Л.Л., Попова О.С., Насыбуллина Г.М., Данилова М.А., Хачатурова Н.Л., Бабикова А.С., Решетова С.В.
Организация: ФГБОУ ВО «Уральский ГМУ» Минздрава России
Резюме:

Аннотация. Цель: на основе изучения здоровья, организации режима дня и деятельности школьников-подростков обосновать профилактические мероприятия, направленные на укрепление их здоровья. Материал и методы. Проведено поперечное исследование здоровья, режима дня и деятельности школьников методом анкетного опроса. Исследуемую группу составили 218 учащихся 8-10-х классов (14-17 лет) общеобразовательных школ города Екатеринбурга, в том числе 34,9% мальчиков и 65,1 % девочек. Рассчитывались относительные показатели в процентах, доверительные интервалы, критерий х2, показатель отношение шансов (OR) с 95% доверительным интервалом. Результаты. Школьники не соблюдают режим и имеют низкую продолжительность ночного сна (67,3%), длительно используют электронные устройства (до 90,4% в выходные дни), имеют низкую физическую активность (63,3%), не соблюдают режим питания (28,4%), не гуляют (29,6%). Низкую самооценку здоровья имеют 42,7% учащихся (девочки чаще мальчиков), сообщают о наличии различных жалоб от 20 до 81,2% (чаще со стороны центральной нервной системы). Наиболее значимыми для здоровья школьников факторами оказались режим питания, продолжительность ночного сна, длительность самоподготовки и использование электронных устройств (OR — 2,1-2,7). Заключение. Необходимо обучение навыкам рациональной организации режима дня и бюджета времени, повышение физической активности среди подростков-школьников.

Литература:
1. Валина С. Л., Зайцева Н. В., Штина И. Е. и др. Гигиеническая оценка влияния факторов образовательного процесса и образа жизни на состояние здоровья учащихся профильных школ в условиях промышленного мегаполиса. Гигиена и санитария 2020; 99 (8): 822-8. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-8-822-828.
2. Тармаева И.Ю., Ефимова H.B., Ханхареев С. С. и др. Оценка риска здоровью обучающихся общеобразовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания. Сибирский медицинский журнал 2015; (5): 105-8.
3. Безруких M.M. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей. Вестник практической психологии образования 2011; (1): 16-21.
4. Киндзера А. Б. Физическая активность и сон как составляющее здорового образа жизни школьников. Актуальные научные исследования в современном мире 2017; 7-3 (27): 48-52.
5. Winkvist A, Hulten В, Kim JL, et al. Dietary intake, leisure time activities and obesity among adolescents in Western Sweden: A cross-sectional study. Nutr J 2016; (15): 41.
6. Кучма В. P., Сухарева Л.М., Степанова М.И., и др. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе». Гигиена и санитария 2019; 98 (12): 1385-91). DOI: 10.47470/001 6-9900-2019-98-12-1385-1391.
7. Кучма В. P., Сухарева Л.М., Барсукова H.K. и др. Гигиеническая характеристика электронных образовательных ресурсов для обучающихся 1-9-х классов («Мобильная электронная школа»). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2018; (2): 4-12.
8. Сетко Н.П., Булычева E.B., Жданова O.M. Функциональное состояние основных систем организма учащихся, задействованных в учебном процессе, в условиях современного медицинского обеспечения. Гигиена и санитария 2020; 99 (7): 738-44). DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-7-738-744.
9. Липанова Л.Л. Поведенческие факторы риска и их влияние на здоровье подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. Уральский медицинский журнал 2015; 4 (127): 68-72.
10. Штина И.Е., Валина С.Л., Устинова О. Ю. и др. Особенности вегетативного и тиреоидного статуса у школьников при различной напряженности учебного процесса. Гигиена и санитария 2019; 98 (2): 183-8). DOI: 10.1 8821 /0016-9900-2019-98-2-183-188.
11. Ishihara Т, Morita N, Nakajima Т, et al. Modeling relationships of achievement motivation and physical fitness with academic performance in Japanese schoolchildren: Moderation by gender. Physiol Behav 2018; (194): 66-72. DOI: 10.1016/j. physbeh. 2018.04.031.
12. Riso EM, Kull M, Mooses K, et al. Physical activity sedentary time and sleep duration: associations with body composition in 10-12-year-old Estonian schoolchildren. ВМС PublicHealth2018; 18(1):496. DOI: 10.1186/s12889-018-5406-9.
13. Medina C, JaureguiA, Campos-Nonato I, etal. Prevalence and trends of physical activity in children and adolescents: results of the Ensanut 2012 and Ensanut MC 2016. Salud Publica Мех 2018; 60(3): 263-71. DOI:10.21149/8819.
14. Ferreira RW, Varela AR, Monteiro LZ, et al. Sociodemographic inequalities in leisure-time physical activity and active commuting to school in Brazilian adolescents: National School Health Survey (PeNSE 2009, 2012, and 2015). Cad Saude Publica 2018; 34 (4): e00037917. DOI: 10.1590/0102-311x00037917.
15. Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, et al. Spotlight on adolescent health and well-being Findings from the 2017/2018 Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) survey in Europe and Canada. International report. Vol. 1. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020; 146 p. URL: https:// apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332091 /9789289055 000-eng. pdf (15 May 2022).
16. Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, et al. Spotlight on adolescent health and well-being Findings from the 2017/2018 Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) survey in Europe and Canada. International report. Vol. 2. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020; 72 p. URL: https:// www. euro. who. int/ en /publications /abstracts / spotlight-on-adolescent-health-and-well-being.-findings-from-the-20172018-health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc-su rvey-in-europe-and-canada. -international-re port, -volume-2. -key-data (15 May 2022).
17. World Health Organization. WHO guidelines on physical activity and sedentary behavior: at a glance Geneva: World Health Organization, 2020; 24 p. URL: https://www.who.int/pub lications/i/item/9789240014886 (15 May 2022).
18. Липанова Л.Л. Физическая активность подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. Вестник Российского государственного медицинского университета 2013; (5-6): 87-91.
19. Новикова И. И., Ерофеев Ю.В., Флянку И. П. и др. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников. Гигиена и санитария 2020; 99 (3): 279-85). DOI: 10.47470/0016-99 00-2020-99-3-279-285.
20. Кучма В. P., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016; 610 с.

Прикрепленный файлРазмер
2022_03-1_472-479.pdf751.19 кб

Голосов пока нет