Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Готовность студентов старших курсов медицинского университета к эффективной коммуникации с пациентом

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 691-695
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Шеметова Г.Н., Сидорова Н.В., Губанова Г. В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: оценка готовности студентов старших курсов медицинского университета к эффективной коммуникации с пациентом. Материал и методы. В феврале 2017 г. проведено анкетирование 158 студентов 5-го и 6-го курсов лечебного факультета СГМУ по оригинальной анкете, позволяющей дать оценку их теоретических знаний в области коммуникации и их готовности к общению с пациентами в практической деятельности. Результаты. Исследование выявило ряд проблемных вопросов, касающихся коммуникативной компетентности студентов старших курсов медицинского университета. Чаще всего (в 88% случаев) респонденты оценивали свою подготовку по коммуникативным технологиям как высокую и достаточную, при этом владение теоретическими вопросами не всегда соответствовало требованиям сегодняшнего дня. Несмотря на поддержку большинством студентов патерналистского подхода к взаимоотношениям врача и пациента (почти 44% опрошенных, среди шестикурсников 94,7%), 85% респондентов были согласны с вовлечением пациента в процесс обсуждения планируемых диагностических и лечебных мероприятий. Более половины студентов (57,6%) выразили желание пройти дополнительное обучение по основам коммуникации. Заключение. В соответствии с новыми вызовами в отечественном здравоохранении подготовка выпускников медицинских университетов должна предусматривать формирование и совершенствование коммуникативной компетентности с осознанием того, что в современной системе взаимоотношений ключевым субъектом медицинской помощи является пациент с его проблемами и правом на получение качественной и доступной медицинской помощи.

Литература:
1 Болучевская В. В., Павлюкова А. И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация [Электронный ресурс]. Медицинская психология в России: электронный научный журнал 2011; URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 04.04.2017
2 Шеметова Г. H., Рябошапко А. И., Губанова Г.В. и др. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций. Фундаментальные исследования 2014; 7-1: 166-9
3 Денисов И. H., Резе А. Г., Волнухин А. В. Коммуникативные навыки врачей в амбулаторной практике. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2012; 5:18-21
4 Денисов И.Н., Резе А. Г., Волнухин А. В. Профилактика претензий к качеству медицинского обслуживания: Роль коммуникативных навыков медицинского персонала. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2012; 6: 32-5
5 Меньшикова Л. И., Дьячкова М. Г., Вязьмин A.M. и др. Удовлетворенность пациентов Архангельской области первичной медико-санитарнойпомощью. Социальные аспекты здоровья населения 2013; 5 (33): 5-8
6 Сидорова H.B., LUe-метова Г. H., Губанова Г. В. Значение коммуникативых компетенций при подготовке врача общей практики. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (3): 560-3
7 Колягин В. В. Коммуникации в медицине: Основы трансакционного анализа: пособие для врачей. Иркутск: РИО ГБОУДПО ИГМАПО, 2012; 60 с.
8 Денисов И.Н., Резе А. Г., Волнухин А. В. Коммуникативные навыки: Общение с умирающим пациентом. Врач 2010; 11:78-80.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_691-695.pdf303.2 кб

Голосов пока нет