Готовность к цифровой коммуникации и востребованность переноса медицинских услуг в дистанционный формат со стороны пациентов
Рубрика: Организация здравоохранения Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Романова Т.Е.
Организация: ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Цель: оценка готовности пациентов к онлайн-коммуникации с медицинским работником и востребованности медицинской помощи в дистанционном формате. Материал и методы. С помощью разработанной автором анкеты опрошены 507 пациентов. Анкета позволяет получить данные о наличии опыта респондента по использованию онлайн-коммуникаций с врачом, готовности опрошенных лиц к «цифровым» визитам, влиянии интернет-ресурсов на доверие пациента к рекомендациям лечащего врача. Результаты. Используют онлайн-коммуникации при взаимодействии с лечащим врачом 30,6±2,1% пациентов, 40,5±2,2% — хотели бы иметь такую возможность. Установлено различие в готовности к цифровым коммуникациям между группами интервьюированных, заинтересованных в специалистах педиатрического профиля (родители пациентов, посещающих городские детские поликлиники), и группах пациентов центральной районной больницы и городских стационаров (р<0,001). Подтверждено влияние возраста на готовность пациентов к онлайн-коммуникациям. Наиболее востребованные в дистанционном формате — услуги по оформлению направлений (на анализы, госпитализацию), особенно в группе родителей. Изучение поведения пациентов в отношении поиска «второго мнения» в интернете показало, что большая часть опрошенных в настоящее время не склонны перепроверять назначения лечащего врача, а абсолютное большинство участников интервью (82,8±1,7%) доверяет реальному лечащему врачу, а не интернет-советам. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о готовности населения к внедрению цифровых коммуникаций и переносу части медицинской помощи в цифровое поле; наиболее востребованными оказались услуги по оформлению направлений на госпитализацию, к узким специалистам, анализы, выписка рецептов на лекарственные препараты, которые пациент получает в постоянном режиме.
Литература:
1. Салимьянова И. Г., Дячук А. В. Инновационный контур в здравоохранении в условиях цифровой трансформации. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021; 1 (127): 122-8.
2. Решетников А. В. Социальный институт медицины (часть 2). Социология медицины. 2018; 17 (2): 68-79. DOI: 10.18821/1728-281 0-2018-17-2-68-79
3. Кром И. Л., Еругина М.В., Ковалёв Е.П. и др. Качество жизни врачей в контексте финансовых деприваций. Социология медицины. 2018; 17 (2): 80-2. DOI: 10.18821/1728-2810-2018-17-2-80-82
4. Белолипецкая A. E., Головина ТА., Полянин А. В. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: компетентностный подход. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28 (спецвып.): 694-700. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-S1-694-700
5. Федонников А.С, Андриянова E.A., Гришечкина H.B., Hop-кин И.А. Возможности онлайн-коммуникации в управлении процессом реабилитации после эндопротезирования суставов. Здравоохранение Российской Федерации. 2022; 66 (1): 34-40. DOI: 10.47470/0044-197Х-2022-66-1-34-40
6. Vimarlund V, Koch S, N0hr С. Advances in e-Health. Life (Basel). 2021; 11 (6): 468. DOI: 10.3390/life11060468
7. Powell RE, Henstenburg JM, Cooper G, et al. Patient perceptions of telehealth primary care video visits. Ann Fam Med. 2017; 15 (3): 225-9. DOI: 10.1370/afm.2095
8. Kampmeijer R, Pavlova M, Tambor M, et al. The use of e-health and m-health tools in health promotion and primary prevention among older adults: A systematic literature review. ВМС Health Serv Res. 2016; 16 (Suppl. 5): 290. DOI: 10.1186/sl 2913-016-1522-3
9. Решетников А. В., Айвазян 111. Г., Присяжная H.B. Роль участкового врача во мнениях молодых и опытных профессионалов.
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.2020; (2): 331 -46. DOI: 10.14515/monitoring.2020.2.764
10. Федонников А. С, Андриянова E.A. Риски доверия к институту медицины в условиях цифрового здравоохранения: теоретический анализ и практика управления. Саратовский научно-медицинский журнал. 2020; 16 (1): 94-8.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
2024_03_315-320.pdf | 392.12 кб |