Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Клоктунова Н.А.

ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, начальник управления обеспечения качества образования, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, кандидат социологических наук

Формирование у обучающихся ценностных ориентации на здоровый образ жизни

Резюме:

Делается предположение о четырех основных уровнях формирования ценностных ориентации обучающихся на соблюдение здорового образа жизни: под влиянием, оказываемым со стороны государства, со стороны образовательного учреждения, со стороны близкого окружения, а также с помощью самомотивации. Кратко анализируется, каким образом в России построена система формирования ценностных ориентации на здоровый образ жизни и каким образом данная политика интегрируется в деятельность образовательного учреждения (на примере ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского).

Прикрепленный файлРазмер
2017_02_284-288.pdf529.28 кб

Базовые основания профессионализации фтизиатрии в оценках экспертов.

Год: 2016, том 12 Номер: №4 Страницы: 611-616
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Аленин П.Н., Андриянова Е.А., Клоктунова Н.А., Акимова Н.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: исследование условий и стереотипов, детерминирующих процесс профессионализации в области фтизиатрии, а также анализ факторов, характеризующих положение фтизиатрии как сферы здравоохранения в России. Материал и методы. Применена качественная стратегия исследования — полуструктурированное экспертное интервью. Основой исследования является экспертное мнение специалистов, практикующих в области фтизиатрии: врачей-фтизиатров противотуберкулезной службы Саратовской области (ГУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» (Саратов)) и преподавателей кафедры фтизиопульмонологии Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского (п=10). Результаты. Выявлена специфика базовых мотивов профессионализации отечественной фтизиатрии. К основным факторам, обусловливающим профессиональный выбор, относятся: личный интерес к профессии; ценностные предпочтения личности; информационное обеспечение; безопасность труда и риск профессиональных заболеваний; крайне сложный контингент больных. Заключение. На основе экспертных мнений описано влияние эндогенных и экзогенных факторов, а также стереотипизации последних на оценку статуса фтизиатрии профессиональным медицинским сообществом, а также студентами-медиками в контексте их будущей профессиональной социализации.

Прикрепленный файлРазмер
2016_04_611-616.pdf290.62 кб

Стереотипы восприятия медицинских профессий

Год: 2016, том 12 Номер: №4 Страницы: 602-605
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Обзор
Авторы: Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Кулигин А.В., Магомедова М.С., Дзукаев Г.Н., Соловьева В.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, в результате которого выделены основные стереотипы восприятия специалистов медицинских профессий. Дается краткая характеристика выделенных стереотипов, кратко рассматриваются возможные причины их возникновения, а также определяется, насколько релевантными они являются. Оценивается также влияние подобных представлений на общественное сознание.

Прикрепленный файлРазмер
2016_04_602-605.pdf288.51 кб

Особенности функционирования системы менеджмента качества в Саратовском государственном медицинском университете имени В. И. Разумовского

Год: 2015, том 11 Номер: №4 Страницы: 597-600
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Краткое сообщение
Авторы: Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Соловьева В.А., Магомедова М.С.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Рассматриваются особенности функционирования системы менеджмента качества в образовательном учреждении на примере Саратовского государственного медицинского университета, дается обзор исторического и современного аспектов функционирования системы менеджмента качества в СГМУ, а также определяются пути дальнейшего развития системы в вузе.

Прикрепленный файлРазмер
2015_04_597-600.pdf502.62 кб

Статус фтизиатрии как специализации в представлениях студентов-медиков

Год: 2015, том 11 Номер: №3 Страницы: 349-353
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Аленин П.Н., Андриянова Е.А., Клоктунова Н.А., Живайкина А.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: определить статус фтизиатрии как вектора профессиональной специализации на основе анкетирования студентов-медиков. Материал и методы. Проведено анкетирование студентов 5 курса СГМУ им. В. И. Разумовского. Результаты. Выявлен статус фтизиатрии в представлениях студентов в контексте его влияния на выбор индивидуальной профессиональной траектории. Заключение. В результате проведенного исследования установлен низкий профессиональный статус фтизиатрии, что актуализирует поиск решений проблемы формирования статусной привлекательности фтизиатрии как специализации.

Прикрепленный файлРазмер
2015_03_349-353.pdf282.58 кб

Исследование профессиональных рисков среднего медицинского персонала как вариант реализации междисциплинарного подхода к изучению рисков здоровья

Год: 2014, том 10 Номер: №4 Страницы: 674-680
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Обзор
Авторы: Девличарова Р.Ю., Андриянова Е.А., Акимова Н.А., Клоктунова Н.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В работе проводится критический анализ основных направлений исследования рисков для здоровья; с этой целью предлагается социологическая концептуализация понятия «риск». На примере исследования рисков в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала раскрывается возможность междисциплинарного синтеза наук для построения комплексной системы изучения рисков для здоровья и эффективного управления рисками — с целью обеспечения здоровьесбережения и повышения качества трудовой деятельности.

Прикрепленный файлРазмер
2014_04_674-680.pdf286.3 кб

Динамика детерминирующих мотивов выбора профессии врача студентами медицинского вуза

Год: 2013, том 9 Номер: №2 Страницы: 333-337
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Клоктунова Н.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: исследование мотивации студентов медицинского вуза при выборе профессии врача и динамики определяющих мотивов в образовательном пространстве университета. Материал и методы. В сравнительном исследовании приняли участие 497 студентов 1 курса (356 студентов лечебного факультета и 141 студент педиатрического факультета) и 382 студента 6 курса (270 студентов лечебного и 112 студентов педиатрического факультетов) Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского. В исследовании использованы методы анкетирования и статистической обработки данных. Результаты. Компаративный анализ максимальных и минимальных значений основных типов мотивации при выборе профессионального поля студентами-медиками позволил определить ведущие мотивы, а также выявить их динамику, связанную с различными стадиями профессионализации в процессе получения медицинского образования. Заключение. Профессиональное самоопределение студента медицинского вуза имеет разновекторную направленность структуры мотивации. Детерминация внутренними мотивами дополняется влиянием внешней мотивации как положительного, так и отрицательного значения. У студентов 6 курса несколько снижаются показатели мотивов «Престижность», «Возможность приносить пользу людям», «Возможность использования профессиональных умений вне работы».

Прикрепленный файлРазмер
2013-02_333-337.pdf410.2 кб

Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы

Год: 2013, том 9 Номер: №1 Страницы: 140-144
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Протопопов А.А., Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Суетенков Д.Е., Клоктунова Н.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Дана оценка внедрения инновационных форм обучения в медицинских вузах. Приведены уровни внедрения и технологии модернизации преподавания медицины. Показан подход к организации работы в крупном государственном университете, имеющем комплекс довузовских, среднеспециальных, додипломных и постдипломных программ обучения.
Ключевые слова: модернизация, внедрение инноваций, мотивация, медицинское образование.

Прикрепленный файлРазмер
2013-01_140-144.pdf251.07 кб