Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

качество медицинской помощи

Медико-организационные аспекты управления предоперационными страхами пациентов (аналитический обзор)

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 686-690
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Обзор
Авторы: Федонников А.С., Каткова А.В., Андриянова Е.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Рассматривается проблема предоперационных страхов у пациентов. Описана специфика страхов перед хирургическим вмешательством, представлены механизмы возникновения хирургических страхов. На основе анализа научной литературы представлена типология страхов пациентов перед хирургическим вмешательством. В рамках авторского подхода определены векторы последующего теоретического осмысления и практического решения указанной проблемы: ориентация внимания менеджеров здравоохранения на решение проблемы межличностного взаимодействия пациента и медицинского работника; осуществление дальнейшего анализа факторов, влияющих на межличностное взаимодействие пациента и медицинского работника в ситуации болезни, требующей хирургического вмешательства; разработка медико-психологических и социально-психологических индикаторов качества медицинской помощи и послеоперационной реабилитации.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_686-690.pdf251.6 кб

Оценка качества медицинской помощи при артериальной гипертонии среди сотрудников уголовно-исполнительной системы в Саратовской области

Резюме:

Цель: оценка качества медицинской помощи пациентам с артериальной гипертонией (АГ), наблюдавшимся в ЦМСР УФСИН России по Саратовской области в 2003-2013 гг. Материал и методы. Обследовано 62 пациента с АГ (43 мужчин и 19 женщин), которые состояли на диспансерном учете в ЦМСР в 2013 г. Ретроспективно было проанализировано качество помощи за каждый календарный год в период с 2003 по 2013 г. по следующим категориям: контроль артериального давления (АД), уровня физической активности, курения, веса, питания, холестерина. Для оценки качества мероприятий медицинской помощи использовались клинические индикаторы, реализованные в федеральном регистре больных АГ. Результаты. На протяжении всего периода (2003-2013 гг.) хорошо проводились мероприятия по контролю уровня физической активности, курения, веса и питания. Однако эффективным был только контроль физической активности. Качество и эффективность мероприятий по контролю АД и холестерина требуют повышения. Заключение. Несмотря на достаточно хорошее качество выполнения большинства мероприятий медицинской помощи у пациентов с АГв ЦМСР, ее эффективность недостаточна, что может быть связано с низкой приверженностью пациентов к выполнению врачебных рекомендаций.

Прикрепленный файлРазмер
2015_03_275-279.pdf646.07 кб

Новый подход к оценке качества медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST: ориентация на клинический результат

Год: 2014, том 10 Номер: №3 Страницы: 408-413
Рубрика: Внутренние болезни Тип статьи: Авторское мнение
Авторы: Посненкова О.М., Киселев А.Р., Попова Ю.В., Гриднев В.И., Довгалевский П.Я., Данилов A.Н.
Организация: ФГБУ Саратовский НИИ кардиологии Минздрава России
Резюме:

Цель: применить системный анализ клинической ситуации для разработки индикаторов качества медицинской помощи больным с OKCnST, направленных на достижение клинического результата — снижение госпитальной смертности. Материал и методы. Для определения клинического результата и выделения ключевых мероприятий медицинской помощи использованы Национальные рекомендации по диагностике и лечению больных острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST ЭКГ (2007 г.). Для установления главных причин невыполнения ключевых мероприятий при OKCnST и как результата — госпитальной смертности использован один из методов системного анализа клинической ситуации —диаграмма причин и следствий. Результаты. Выделены ключевые мероприятия медицинской помощи больным с OKCnST: скорейшая реперфузия и оптимальная медикаментозная терапия. Для их контроля предложены индикаторы: «Первичная реперфузия», «Тромболизис в течение 30 минут», «4KB в течение 90 минут», «Двойная антиагрегантная терапия в стационаре», «Назначение бета-блокаторов», «Назначение иАПФ/АРА». С помощью диаграммы причин и следствий выделены наиболее значимые причины госпитальной смертности при OKCnST Предложены потенциальные индикаторы для их оценки. Сформулированы основные этапы разработки индикаторов качества медицинской помощи больным OKCnST Выводы. Четкое определение на основе рекомендаций клинического результата лечения и ключевых мероприятий, направленных на его достижение, в сочетании с методами системного анализа клинической ситуации позволяет разрабатывать доказательные оценки качества медицинской помощи больным OKCnST

Прикрепленный файлРазмер
2014_03_408-413.pdf381.34 кб

Качество оказания медицинской помощи пожилым в амбулаторно-поликлинических условиях: по данным социологического исследования.

Год: 2014, том 10 Номер: №1 Страницы: 21-26
Рубрика: Организация здравоохранения Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Новокрещенова И.Г., Сенченко И.К.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Процесс старения населения обусловлен ранним развитием осложнений и многообразием хронических морфофункциональных изменений органов и систем, в связи с чем оказание лечебно-профилактической помощи этой категории граждан имеет выраженные клинические и организационные особенности. Цель: выявить основные проблемы оказания медицинской помощи пожилым и изучить удовлетворенность лиц пожилого и старческого возраста медицинским обслуживанием. Материал и методы. С помощью специально разработанной анкеты опрошены 250 врачей различных специальностей лечебно-профилактических учреждений Саратовской области по проблемам медицинского обслуживания пожилых в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Изучена удовлетворенность лиц пожилого и старческого возраста путем анкетирования пожилых пациентов (п=568), получающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Результаты. Большинство врачей осознают значимость проблем повышения качества оказания медицинской помощи лицам пожилого возраста, отмечают слабое развитие помощи геронтологического профиля, а также потребности в оптимизации оказания данной группе населения амбулаторно-поликлинической помощи. Заключение. Уровень удовлетворенности пожилых пациентов зависит от возрастных особенностей, пола, медико-социального статуса респондента и места проживания исследуемой группы.

Прикрепленный файлРазмер
2014_01_21-26.pdf365.05 кб

Пути решения проблем качества медицинской помощи больным внебольничной пневмонией в стационарах Саратовской области

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 368-372
Рубрика: Организация здравоохранения Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Еругина М.В., Гроздова Т.Ю., Савинов В.А., Сазанова Г.Ю., Долгова Е.М., Лоцманов Ю.Ф., Ушаков Ю.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель. Провести медико-статистическое исследование оказания медицинской помощи пациентам с внебольничной пневмонией в городских и районных больницах Саратовской области, оценить качество обследования и лечения. Материалы и методы. Проведена экспертиза качества диагностики и лечения больных внебольничной пневмонией (ВП) в десяти терапевтических отделениях городских и районных больниц Саратовской области с использованием индикаторов качества (ИК). Для каждого случая ВП в экспертной карте качества медицинской помощи (КМП) оформлялась оценка соответствия качества диагностики и лечения ВП федеральным стандартам обследования и лечения и основным индикаторам качества. Результаты. Использование ИК у больных ВП позволило выявить низкую высеваемость возбудителей ВП, позднюю госпитализацию больных; низкую частоту выполнения бактериологического и бактериоскопического исследования мокроты до назначения антибиотиков; недостаточную частоту ступенчатого введения антибиотиков, предусмотренных ИК. Не в полном объеме оформлялись рекомендации по проведению диспансеризации реконвалесцентов, и отсутствовали рекомендации по вакцинации пневмовакциной. Заключение. Основными мероприятиями по улучшению КМП являются: организация в терапевтических стационарах активного внутриведомственного контроля за качеством диагностики и лечения каждого пролеченного больного ВП согласно разработанным индикаторам качества; своевременное проведение врачебной комиссии больницы по выработке управленческих решений; использование очной экспертизы КМП в первые 2-3 суток лечения больного с целью своевременной коррекции обследования и лечения; осуществление оптимизации использования ресурсов диагностики (лабораторной и инструментальной) и рациональной фармакотерапии

Прикрепленный файлРазмер
201102_368-372.pdf239.43 кб

Клинический аудит качества медицинской помощи больным артериальной гипертонией в поликлинике города Саратова с использованием компьютерной информационно-аналитической системы

Год: 2009, том 5 Номер: №4 Страницы: 548-554
Рубрика: Внутренние болезни Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: О.М. Посненкова, В.И. Гриднев, А.Р. Киселев, В.А. Шварц
Организация: ФГБУ Саратовский НИИ кардиологии Минздрава России
Резюме:

Цель - показать возможности клинического аудита качества медицинской помощи (МП) больным артериальной гипертонией (АГ), проведенного в одной из поликлиник г. Саратова с помощью информационно-аналитической системы (ИАС) «Регистр АГ». Данные амбулаторных карт 205 больных АГ (средний возраст 52,8±9,1 года), наблюдавшихся в одной из поликлиник г. Саратова, анализировались с помощью системы клинических индикаторов ИАС «Регистр АГ». Оценивалось соответствие рекомендациям мероприятий диагностики, лечения и динамического наблюдения больных АГ, выполненных в 2007-2008 гг. Выявлено несоответствие положениям рекомендаций диагностических мероприятий по установлению клинического статуса пациента с АГ, мероприятий лечения и динамического наблюдения. Клиническая цель лечения АГ- поддержание целевого давления - не достигнута у 85% больных, основная причина - клинический статус пациента не учитывается при выборе тактики лечения и динамического наблюдения. Аудит позволил дать комплексную оценку процессу МП больным АГ в исследуемой поликлинике и выявить причины неудовлетворительных результатов МП. Использование компьютерной ИАС «Регистр АГ» систематизирует медицинскую информацию амбулаторных карт, автоматизирует процесс получения результатов индикаторов, что повышает надежность получаемых оценок

Прикрепленный файлРазмер
200904_548_554.pdf412.79 кб

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ДНЕВНОМ СТАЦИОНАРЕ В ПЕДИАТРИИ

Год: 2008, том 4 Номер: №2 Страницы: 34-39
Рубрика: Организация здравоохранения Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Н.Н. Шигаев
Организация: ГУЗ Саратовская детская ОКБ
Резюме:

В работе предложена система критериев оценки качества медицинской помощи в педиатрическом стационаре, включающая объективные и субъективные критерии (некоторые из которых были использованы в российской практике впервые), количественные и качественные критерии, прямые и косвенные критерии. Она апробирована для случая сравнительного анализа дневного и круглосуточного стационаров гастроэнтерологического профиля ГУЗ «СОДКБ». Показано, что при меньших финансовых затратах в дневном стационаре обеспечивается высокое качество медицинской помощи детям. Разработанный инструментарий позволяет охарактеризовать результаты принятия экономических, медицинских и управленческих решений в сфере здравоохранения и оценить их социальные последствия.

Прикрепленный файлРазмер
2008_02_034_039.pdf228.42 кб