Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

2020, volume 16

Formation of Academician A. N. Bakulev's personality at the Department of Hospital Surgery of Saratov Medical University (to the 130th birth anniversary)

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 992-996
Heading: Scientific schools and memorable dates Article type:
Authors: Tsarev О.А., Zakharov А.А., Gorokhov S.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents the bibliographic information about Academician A. N. Bakulev, which describes the stages of his development at the Department of Hospital Surgery of Saratov Medical University.

AttachmentSize
2020_04_992-996.pdf454.96 KB

Professor D.V. Sadchikov: The seventieth anniversary

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 989-992
Heading: Scientific schools and memorable dates Article type:
Authors: Kuligin A.V., Zeulina Е.Е., Lushnikov A.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The publication traces the career path of Professor D. V. Sadchikov, along with his contribution to the development of domestic anesthesiology and intensive care medicine. Professor D. V. Sadchikov created a novel branch of anes-thesiology and intensive care medicine, which comprised of studying the mechanisms of a patient critical condition formation based on the concept of nervous system priority and a functional systemic approach in various branches of a medical science: obstetrics and gynecology, surgery, neurosurgery and internal medicine. The use of this field of study made it possible to approach both intensive care and the replacement of dysfunctions in leading functional systems of a patient in a critical condition from a fundamentally novel standpoint. Professor D.V. Sadchikov's principal directions of his active medical practice were the issues related to the critical condition of a patient in obstetrics and gynecology (primarily, pre-eclampsia and endotoxemia); pain relief in severe concomitant pathology; prevention of the development and intensive care of pulmonary complications in neurotrauma; intensive care in acute cerebrovascular accidents; as well as to the establishment of the anesthesia and intensive care service in Saratov Oblast. Having pursued a successful professional path, Dr. D. V. Sadchikov made a significant contribution to the development of the field of study in Anesthesiology and Intensive Care and the establishment of Anesthesiology and Intensive Care Service in Saratov Oblast.

AttachmentSize
2020_04_989-992.pdf383.61 KB

Contribution of the house of sanitary education to the fight and prevention of tuberculosis in the Saratov region: basic milestones of history

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 984-989
Heading: Scientific schools and memorable dates Article type:
Authors: Kazimirova N.E., Zavyalov A.I., Basova A.V., Chulochnikov A.A.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article reveals the contribution of the Saratov House of Health Education to the organization of control and prevention of tuberculosis in the Saratov region. The various forms and methods of public health education with the public, conducted by the House of Health Education throughout its activities, based on the social and economic conditions of society are described. The authors come to the conclusion that the House of Health Education plays an important role in preventing the spread of tuberculosis in the Saratov Region.

AttachmentSize
2020_04_984-989.pdf2.44 MB

G.I. Chibrikov as a Deputy Director of Scientific Research Institute of Traumatology, Orthopedics and Neurosurgery of Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky (to the 75th anniversary)

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 979-983
Heading: anniversary Article type:
Authors: Grishin S.E., Ulyanov V.Yu., Puchinyan D.M., Ostrovsky V.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The study follows the career progress of a professional trauma orthopedist and a resourceful healthcare manager Gennadiy I. Chibrikov who started his way as a Junior Research Assistant and became Head Physician of the Saratov Scientific Research Institute of Traumatology, Orthopedics and Neurosurgery. He designed the surgical management method for the complicated fractures of the ankle joint, suggested improvements to osteosynthesis for the lower third of lower-leg bones now used in dozens of the Russian Federation regions. During his 29 years as a Head Physician in the Institute he arranged efficient clinical care that also resulted in the enhancement of the researches.

AttachmentSize
2020_04_979-983.pdf871.32 KB

Anatomical variability of greater palatine canal and greater palatine foramen in men of the first period of adulthood

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 974-978
Heading: Human anatomy Article type: Original article
Authors: Kalmin O.V., Efremova A.V., Zyulkina L.A.
Organization: Penza State University
Summary:

The purpose of research is to reveal the anatomical variability of the shape and size of the greater palatine canal and the greater palatine foramen in men of the first period of adulthood. Material and Methods. The object of the study included 129 men of the first period of adulthood (from 20 to 35 years). The number of the greater palatine foramen, their shape, antero-posterior and medio-distal diameters, the length of the greater palatine canal, its shape, its medio-distal and antero-posterior diameters in the upper, middle and lower thirds of the canal were determined on cone-ray computed tomograms. Results. In men of the first period of adulthood, the medio-distal diameter of the greater palatine foramen on the right averaged 3.67±0.79 mm; on the left, 3.64±0.80 mm; the antero-posterior diameter of the greater palatine foramen on the right averaged 5.79 ±0.86 mm; on the left, 5.73±0.84 mm. 10 forms of the greater palatine foramen were identified: oval, elongated in the antero-posterior direction, helical, crescent-shaped, triangular, teardrop-shaped, round, bean-shaped, diamond-shaped, semicircular and ovoid. The length of the greater palatine canal on the right is 33.59±2.87 mm, on the left — 32.94±2.92 mm. 6 forms of the greater palatine canal were identified: wave-shaped, funnel-shaped with a bend in the lower third, hourglass shape, zigzag, crescent, straight shape. Conclusion. The greater palatine canal and the greater palatal foramen have a pronounced variability in size, shape and topography in men of the first period of adulthood. However, no significant bilateral differences in the medio-distal and anteropos-terior diameters of the greater palatine foramen and the length of the greater palatine canal were found.

AttachmentSize
2020_04_974-978.pdf762.96 KB

Professional characteristics of a pharmaceutical specialist in chemist's

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 968-973
Heading: Sociology of Medicine Article type: Original article
Authors: Smolina V.A., Novokreshchenova I.G., Novokreshchenov I.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Purpose: to characterize pharmaceutical specialist in a pharmacy as a professional group based on the formation of a social portrait. Material and Methods. A survey was conducted in the form of a questionnaire of pharmaceutical specialists in a pharmacy (n=407). The author's questionnaire included 2 blocks of questions to identify the social and professional characteristics of the respondents. Results. The main characteristics of the social portrait of a pharmacy employee are: female (96.1±0.5%), average age 30.8±0.5 years, secondary pharmaceutical education (74.7±0.4%), work experience in the specialty 8.63±0.5 years. The specialist carries out professional activities in chain pharmacies (84.3±0.5%) and holds the position of "pharmacist" (77.9±0.4%). A pharmaceutical specialist rarely changes his job (80.6±0.4%), is satisfied with his job (77.1 ±0.4%), is confident in the right choice of profession (71.0±0.4%), and feels the social significance of the work performed (88.7±0.5%). Conclusion. The socio-professional group of pharmaceutical specialists in a pharmacy is homogeneous in its cha.acteristics; working in a pharmacy environment affects the formation and implementation of a pharmaceutical specialist as a professional.

AttachmentSize
2020_04_968-973.pdf658.58 KB

Analyzing strategies for overcoming personnel crisis in regional healthcare settings: the results of a focus group study

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 963-967
Heading: Sociology of Medicine Article type: Original article
Authors: Erugina M.V., Krom I.L., Eremina M.G., Kovalev E.P., Bochkaryova G.N., Dolgova E.M., Grigoryeva E.A.
Organization: Saratov State Medical University, Azerbaijan Medical University
Summary:

The purpose of the study is to substantiate the directions of overcoming the personnel crisis, which is relevant to the professional group of doctors, in the regional health care system. Material and Methods. To form an objective understanding of the characteristics of the personnel crisis in the regional health care system and the directions for improving the medical personnel potential of the Saratov region, the authors conducted a sociological focus group study in which 8 experts-organizers of health care took part. In the conditions of the marginalization of professional groups in the regional health care system, a shortage and suboptimal structure of medical personnel, a systematic approach was used to solve the problem of developing the personnel potential of the region. Results. Based on the study, the main directions of development of the medical personnel potential of the regional health care system were formed: targeted training of specialists for regional health care; elimination of age and financial deprivations of a professional group of doctors; the formation an attractive professional environment for doctors; implementation of individual and organizational practices to minimize the risks of professional activity; organization of mentoring for young professionals; the formation of «social elevators» for doctors in primary care; overcoming the shortage and suboptimal structure of medical personnel in regional health care. The guide scenario for the focus group study included discussion by experts of the characteristics of the personnel crisis relevant to the professional group of doctors, and ways to overcome it. Conclusion. Verification of the main risk factors for a personnel crisis relevant to the professional group of doctors, eliminating personnel imbalances and solving the problem of developing the personnel potential of regional healthcare is a condition for increasing the availability and quality of medical care for the population.

AttachmentSize
2020_04_963-967.pdf359.68 KB

Analysis of medical and social characteristics of day inpatients with gynecological profile

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 959-962
Heading: public health Article type: Original article
Authors: Fomina A.V., Dzidzariya F.G.
Organization: Peoples' Friendship University of Russia
Summary:

Objective: analysis of the influence of medical and social characteristics of women on the organization of gynecological care in the one day hospital. Material and Methods. The study involved 263 women, undergoing treatment in a gynecological day hospital, organized on the basis of a large multidisciplinary hospital in Moscow. The following research methods were used: sociological (self-developed questionnaire), statistical (descriptive statistics, comparison of mean values, Chi-square). Results. The age and social characteristics of women, their referral fortreatment by primary care or hospital doctors, the possibility of choosing the type of hospitalization are medical and social factors that affect the organization of the activities of the day hospital of the gynecological profile. The largest group (33.1%) included women in the age of 31-40. Most of the patients were referred for one day hospital treatment by doctors of primary care medical organizations (87.5% of cases). The share of women who were treated in a day hospital for the first time was 80.3%. Half of the respondents (51.0%) noted the opportunity to undergo treatment without leaving their family and home. The distribution of the choice between treatment in a 24-hour hospital and in a day hospital is statistically significant for age groups (p <0.05): the choice was given to a greater extent to persons aged 61 and older. Conclusion. The analysis of the obtained medical and social characteristics of the patients of the day hospital of the gynecological profile showed that the organization of specialized medical care in the conditions of hospital-replacing technologies is justified. Factors such as the employment rate of women, their age and social characteristics, and factors related to referral to treatment are taken into account.

AttachmentSize
2020_04_959-962.pdf331.3 KB

Peculiarities of psychological tests for pregnant women prone to abandoning a newborn

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 956-959
Heading: public health Article type: Original article
Authors: Manerova О.А., Markina A.Yu.
Organization: First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov, South Ural State Medical University
Summary:

The goal is to develop and use psychological tools (test) as an element of the system of primary prevention of early social orphanhood being created in a large industrial region. Material and Methods. The developed psychological test was empirically tested in 2018 on a group of pregnant women, consisting of 113 respondents aged 15-40 years, living in the Chelyabinsk region. The electronic version of the test (questionnaire) was introduced into the work of the regional obstetric and gynecological service in September 2019. Results. The questionnaire showed high sensitivity, identifying in 95% of abandoned mothers in 2019 an increased tendency to abandon a newborn. Most of the pregnant women inclined to abandon the child were identified in urban districts of the region (51 women), and the least — in rural areas (17 women). During the year, a positive effect in the prevention of abandonment was achieved in relation to 54.0% of women initially inclined to abandon a newborn. The best result was shown in the regional center — 60.0%. Conclusion. An effective diagnostic technique has been obtained, which makes it possible to purposefully carry out preventive work to prevent early social orphanhood. The developed test made it possible to exclude as much as possible the subjective moment in the statements of pregnant women about the fate of newborns, which led to a more expeditious start of preventive measures to counter refusals.

AttachmentSize
2020_04_956-959.pdf306.34 KB

Availability of the specialized oncological health care at federal research centre

Year: 2020, volume 16 Issue: №4 Pages: 950-955
Heading: public health Article type: Original article
Authors: Lomakov S.Y., Chernobrovkina А.Е., Vishnyakov N.I., Kochorova L.V., Smirnova N.Yu.
Organization: Pavlov First Saint Petersburg State Medical University
Summary:

Objective: to assess the availability of specialized medical care for malignant neoplasms of the female genital organs in the Federal research center for residents of various regions of Russia. Material and Methods. A special questionnaire was used to conduct a survey of patients (n=164) at the Federal cancer center on the availability of oncological and gynecological care. The data had a normal distribution, statistically processed with calculation intensive, extensive and mean values (M±m) with the risk of error of 0.05, correlations of Pierson, significance of difference by student f-criterion, scoring (five-point system, where 5 is maximum points). Results. Unsatisfactory availability of oncological and gynecological care for regional patients in the Federal clinic was revealed: 56.3% of patients were not offered to choose a hospital, 41.0% waited 14-30 days for hospitalization, 60.3% were forced to pay for radiation tests before hospitalization due to their low availability at the place of residence. This is reflected in the patients' satisfaction with medical care and its timeliness: when conducting radiation tests before hospitalization, the average waiting time is 15.5±2.7 days, in the absence of it— 18.1±4.2 (f =3.5, p<0.05). Conclusion. Restrictions on the availability of medical care in the Federal clinic for residents of Russian regions are due to the lack of coordination of inter-regional cooperation in the organization of examinations, including radiation, which requires the development of measures to improve it.

AttachmentSize
2020_04_950-955.pdf594.77 KB

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

2020, том 16

Формирование личности академика А. Н. Бакулева на кафедре госпитальной хирургии Саратовского медицинского университета (к 130-летию со дня рождения)

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 992-996
Рубрика: Научные школы и памятные даты Тип статьи:
Авторы: Царев О.А., Захаров Н.Н., Горохов С.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье представлены библиографические сведения об академике А. Н. Бакулеве, отражающие этапы его развития на кафедре госпитальной хирургии Саратовского медицинского университета.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_992-996.pdf454.96 кб

Профессор Д. В. Садчиков (к 70-летию со дня рождения)

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 989-992
Рубрика: Научные школы и памятные даты Тип статьи:
Авторы: Кулигин А.В., Зеулина Е.Е., Лушников А.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье прослеживается профессиональный путь профессора Д. В. Садчикова, оценивается его вклад в развитие отечественной анестезиологии и реаниматологии. Профессор Д. В. Садчиков создал новое научное направление в анестезиологии и реаниматологии, заключающееся в изучении механизмов формирования критического состояния больного на основе концепции нервизма и функционального системного подхода в различных отраслях медицины: акушерстве и гинекологии, хирургии, нейрохирургии и терапии. Использование данного направления позволило с принципиально новых позиций подойти к проведению как интенсивной терапии, так и замещению дисфункций ведущих функциональных систем у пациента в критическом состоянии. Ведущими направлениями активной лечебной деятельности профессора Д. В. Садчикова являлись проблемы критического состояния больного в акушерстве и гинекологии, прежде всего гестоза, эндотоксемии, обезболивания при выраженной сопутствующей патологии, профилактики развития и интенсивной терапии легочных осложнений при нейротравме, интенсивной терапии при острых нарушениях мозгового кровообращения, организация анестезиолого-реанимационной службы Саратовской области. Пройдя успешный профессиональный путь, Д. В. Садчиков внес весомый вклад в развитие специальности «анестезиология и реаниматология» и организацию анестезиолого-реанимационной службы Саратовского региона.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_989-992.pdf383.61 кб

Вклад Дома санитарного просвещения в борьбу и профилактику туберкулеза в Саратовской области: основные вехи истории

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 984-989
Рубрика: Научные школы и памятные даты Тип статьи:
Авторы: Казимирова Н.Е., Завьялов А.И., Басова А.В., Чулочников А.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье представлен практический вклад Дома санитарного просвещения в организацию борьбы и профилактики туберкулеза в Саратовской области в XX в. Рассмотрены различные формы и методы санитарно-про-светительной работы с населением, проводимые сотрудниками Дома санитарного просвещения на протяжении всей его деятельности исходя из социально-экономических условий жизни общества. Авторами показана деятельность сотрудников Дома санитарного просвещения, направленная на повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний среди жителей региона, способствовавших снижению уровня заболеваемости туберкулеза.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_984-989.pdf2.44 Мб

К 75-летию заместителя директора НИИТОН СГМУ по общим вопросам Г. И. Чибрикова

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 979-983
Рубрика: Юбилей Тип статьи:
Авторы: Гришин С. Е., Ульянов В.Ю., Пучиньян Д. М., Островский В. В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье представлено становление высокопрофессионального врача —травматолога-ортопеда и инициативного организатора здравоохранения Геннадия Ивановича Чибрикова, прошедшего путь от младшего научного сотрудника до главного врача Саратовского НИИ травматологии и ортопедии. Им был разработан способ оперативного лечения сложных переломов голеностопного сустава, предложены новации в методе остеосинте-за переломов костей голени в нижней трети, широко применяемые в десятках субъектов Российской Федерации. За 29 лет работы главным врачом института он организовал эффективную лечебную работу коллектива, способствуя повышению уровня проводимых научных исследований.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_979-983.pdf871.32 кб

Анатомическая изменчивость большого небного канала и большого небного отверстия у мужчин первого периода зрелого возраста

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 974-978
Рубрика: Анатомия человека Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Калмин О. В., Ефремова А. В., Зюлькина Л. А.
Организация: ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет Минобрнауки РФ
Резюме:

Цель — выявить анатомическую изменчивость формы и размеров большого небного канала и большого небного отверстия у мужчин первого периода зрелого возраста. Материал и методы. Объектом исследования явились 129 мужчин первого периода зрелого возраста (от 20 до 35 лет). На конусно-лучевых компьютерных томограммах определяли количество больших небных отверстий, их форму, передне-задний и медиодисталь-ный диаметры, длину большого небного канала, его форму, его медиодистальный и передне-задний диаметры в верхней, средней и нижней третях канала. Результаты. У мужчин первого периода зрелого возраста медиодистальный диаметр большого небного отверстия справа составлял в среднем 3,67±0,79мм; слева — 3,64±0,80 мм; передне-задний диаметр большого небного отверстия справа составлял в среднем 5,79 ±0,86 мм; слева — 5,73±0,84мм. Выявлено 10 форм большого небного отверстия: овальная, вытянутая в передне-заднем направлении, винтообразная, серповидная, треугольная, каплевидная, округлая, бобовидная, ромбовидная, полукруглая и овоидная формы. Длина большого небного канала справа — 33,59±2,87мм, слева — 32,94±2,92мм. Обнаружено шесть форм большого небного канала: волнообразная, воронкообразная форма с изгибом в нижней трети, форма песочных часов, зигзагообразная, серповидная, прямая формы. Выводы. Большой небный канал и большое небное отверстие у мужчин первого периода зрелого возраста обладают выраженной изменчивостью размеров, формы и топографии. Однако значимых билатеральных различий ме-диодистального и передне-заднего диаметров большого небного отверстия и длины большого небного канала не выявлено.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_974-978.pdf762.96 кб

Профессиональная характеристика фармацевтического работника аптечной организации

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 968-973
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Смолина В.А., Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель; охарактеризовать фармацевтических работников аптечной организации как профессиональную группу на основе формирования социального портрета. Материал и методы. Проведен опрос в форме анкетирования фармацевтических работников аптек (л=407). Авторская анкета включала два блока вопросов, позволяющих выявить социальные и профессиональные характеристики респондентов. Результаты. Основными характеристиками социального портрета работника аптеки являются: женский пол (96,1±0,5%), средний возраст 30,8±0,5 года, среднее фармацевтическое образование (74,7±0,4%), стаж работы по специальности 8,6±0,5 года. Специалист осуществляет профессиональную деятельность в сетевых аптеках (84,3±0,5%) и занимает должность «фармацевт» (77,9±0,4%). Фармацевтический специалист редко меняет место работы (80,6±0,4%), удовлетворен работой (77,1±0,4%), уверен в равильности выбора профессии (71,0±0,4%), ощущает социальную значимость выполняемой работы (88,7±0,5%). Заключение. Социально-профессиональная группа фармацевтических работников аптечной организации однородна по своим характеристикам; работа в условиях аптеки влияет на становление и реализацию фармацевтического специалиста как профессионала.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_968-973.pdf658.58 кб

Анализ направлений преодоления кризиса регионального здравоохранения (по результатам фокус-группового исследования)

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 963-967
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Еругина М.В., Кром И.Л., Еремина М.Г., Ковалев Е.П., Бочкарёва Г.Н., Долгов Е.М., Григорьева Е.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, Азербайджанский Медицинский Университет, г. Баку
Резюме:

Цель: обоснование направлений преодоления кадрового кризиса, релевантного профессиональной группе врачей, в региональной системе здравоохранения. Материал и методы. Для формирования объективного понимания характеристик кадрового кризиса в региональной системе здравоохранения и направлений совершенствования врачебного кадрового потенциала Саратовской области авторами проведено социологическое фокус-групповое исследование, в котором приняли участие восемь экспертов-организаторов здравоохранения. В условиях маргинализации профессиональных групп в региональной системе здравоохранения, дефицита и неоптимальной структуры медицинских кадров для решения проблемы развития кадрового потенциала региона использован системный подход. Результаты. На основании проведенного исследования сформированы основные направления развития врачебного кадрового потенциала региональной системы здравоохранения: целевая подготовка специалистов для регионального здравоохранения; устранение возрастных и финансовых деприваций профессиональной группы врачей; формирование привлекательной для врачей профессиональной среды; внедрение индивидуальных и организационных практик минимизации рисков профессиональной деятельности; организация наставничества для молодых специалистов; формирование «социальных лифтов» для врачей в первичном звене; преодоление дефицита и неоптимальной структуры медицинских кадров в региональном здравоохранении. Гайд-сценарий для проведения фокус-группового исследования включал обсуждение экспертами характеристик кадрового кризиса, релевантного профессиональной группе врачей, и направлений его преодоления. Заключение. Верификация основных факторов риска кадрового кризиса, релевантного профессиональной группе врачей, устранение кадровых диспропорций и решение проблемы развития кадрового потенциала регионального здравоохранения является условием повышения доступности и качества медицинской помощи населению.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_963-967.pdf359.68 кб

Анализ медико-социальной характеристики пациенток дневного стационара гинекологического профиля

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 959-962
Рубрика: Общественное здоровье и здравоохранение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Фомина А.В., Дзидзария Ф.Г.
Организация: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Резюме:

Цель: анализ влияния медико-социальной характеристики женщин на организацию гинекологической помощи в условиях стационарзамещающих технологий. Материал и методы. Проведено анкетирование 263 женщин, проходивших лечение в дневном стационаре гинекологического профиля, организованного на базе крупной многопрофильной больницы г. Москвы. Использовались методы исследования: социологический (анкета собственной разработки), статистический (описательная статистика, сравнение средних величин, критерий X2 Пирсона). Результаты. К медико-социальным факторам, влияющим на организацию деятельности дневного стационара гинекологического профиля, относятся возраст и социальные характеристики женщин, направление их на лечение врачами первичного звена или стационара, возможность выбора вида госпитализации (дневной или круглосуточный стационар). Среди принявших участие в исследовании респондентов самая большая группа (33,1%) включала женщин в возрастной группе 31-40 лет. Большинство пациенток были направлены на лечение в дневной стационар врачами медицинских организаций первичного звена (87,5% случаев). Доля женщин, находившихся на лечении в дневном стационаре впервые, составила 80,3%. Половина респондентов (51,0%) отметила возможность проходить лечения, не отрываясь от семьи и дома. Распределение возможности выбора между лечением в стационаре круглосуточного пребывания и в дневном стационаре статистически достоверно различается по возрастным группам (р<0,05): выбор был предоставлен в большей степени лицам 61 года и старше. Заключение. Анализ полученной медико-социальной характеристики пациенток дневного стационара гинекологического профиля показал, что организация специализированной медицинской помощи в условиях стационарзамещающих технологий является обоснованной и позволяет учитывать такие факторы, как уровень занятости женщин, их возраст и социальные характеристики, а также факторы, связанные с направлением на лечение.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_959-962.pdf331.3 кб

Особенности психологического тестирования беременных, склонных к отказу от новорожденного

Резюме:

Цель — разработка и использование психологического инструментария (теста) как элемента создаваемой в крупном промышленном регионе системы первичной профилактики раннего социального сиротства. Материал и методы. Разработанный психологический тест был эмпирически апробирован в 2018 г. на группе беременных женщин, состоящей из 113 респондентов 15-40 лет, проживающих в Челябинской области. Электронная версия теста (опросника) внедрена в работу областной акушерско-гинекологической службы в сентябре 2019 г Результаты. Опросник показал высокую чувствительность, определив у 95% матерей-отказниц в 2019 г. повышенную склонность к отказу от новорожденного. Больше всего беременных, склонных к отказу от ребенка, выявлено в городских округах области (51 женщина), меньше всего — в сельских районах (17 женщин). За год положительный эффект в профилактике отказов был достигнут в отношении 54,0% первоначально склонных к отказу от новорожденного женщин. Наилучший результат был показан в областном центре — 60,0%. Выводы. Получена эффективная диагностическая методика, дающая возможность прицельно проводить профилактическую работу по предупреждению раннего социального сиротства. Разработанный тест позволил максимально исключить субъективный момент в заявлениях беременных о судьбе новорожденных, что привело к более раннему началу профилактических мероприятий по противодействию отказам.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_956-959.pdf306.34 кб

Доступность специализированной онкогинекологической медицинской помощи в федеральном научном центре

Год: 2020, том 16 Номер: №4 Страницы: 950-955
Рубрика: Общественное здоровье и здравоохранение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Ломаное С.Ю., Чернобровкина А.Е., Вишняков Н.И., Кочорова Л.В., Смирнова Н.Ю.
Организация: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова»
Резюме:

Цель: оценка доступности для жителей различных регионов России специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях органов женской половой сферы в федеральном научном центре. Материал и методы. По специальной анкете проведен опрос пациенток (л=164) в федеральном онкологическом центре по вопросам доступности онкогинекологической помощи. Данные имели нормальное распределение, статистически обработаны с расчетом интенсивных, экстенсивных и средних величин (М±т) с риском ошибки 0,05, корреляции Пирсона, значимости различий по f-критерию Стьюдента, балльной оценки (пятибалльная система, где 5 — максимальный балл). Результаты. Выявлена неудовлетворительная доступность онкогинекологической помощи для региональных пациенток в федеральной клинике: 56,3% пациенткам не было предложено выбрать стационар, 41,0% ожидали госпитализацию 14-30 дней, 60,3% были вынуждены оплачивать лучевые исследования перед госпитализацией в связи с их низкой доступностью по месту жительства. Это отражается на удовлетворенности пациенток медицинской помощью, ее своевременности: при проведении лучевых исследований перед госпитализацией средний срок ее ожидания — 15,5±2,7 дня, при отсутствии — 18,1 ±4,2 (f =3,5, р<0,05). Заключение. Ограничения доступности медицинской помощи в федеральной клинике для жителей регионов России обусловлены несогласованностью межрегионального взаимодействия при организации обследования, в том числе лучевого, что требует разработки мер по ее повышению.

Прикрепленный файлРазмер
2020_04_950-955.pdf594.77 кб