Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Академическая успеваемость, мотивация и качество жизни, связанное со здоровьем, у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных направлений

Год: 2019, том 15 Номер: №4 Страницы: 897-904
Рубрика: Общественное здоровье и здравоохранение Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В., Каращук Е.В., Зайко А.А.
Организация: ФГБОУ ВО «Тихоокеанский ГМУ» Минздрава России, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Резюме:

Цель: сравнительный анализ взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ), с академической успеваемостью и мотивацией к обучению у студентов гуманитарных и медицинских специальностей старших курсов. Материал и методы. Исследование проводилось в Школе биомедицины Дальневосточного федерального университета и Тихоокеанском государственном университете. Объем выборочной совокупности: 516 студентов (51 % девушек). Медицинским специальностям обучались 272 студента (52,7%); гуманитарным 244 (47,3%). Применяли комплексную анкету самооценки социально-экономического и медицинского статуса студента вуза (Поздеева, 2008) и вопросник MOS SF-36. Академическую мотивацию оценивали по шкале Т.О. Гордеевой и О. А. Сычева (2014); академическую успеваемость— поданным семестровой статистической отчетности соответствующих департаментов и факультетов. Результаты. Суммарные показатели физического и психического здоровья при оценке КЖСЗ у студентов медицинских и гуманитарных специальностей не отличались между собой, хотя оценка гуманитариями своего качества жизни была несколько выше (67,1/64,1; р>0,05). Установлено, что сильные взаимосвязи характерны для переменных: условия обучения (г=0,89, р<0,05); академическая успеваемость и мотивация к учебе (г=0,75, р<0,05; г=0,79, р<0,05); наличие вредных привычек (г=0,77, р<0,05); самооценка физического здоровья (г=0,67, р<0,05). Заключение. КЖСЗ у студентов медицинских и гуманитарных специальностей взаимосвязано с мотивацией к учебе и успеваемостью, а также с рядом переменных социально-экономического статуса и заболеваемостью.

Литература:
1. Ковалева И. В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий. Novainfo. Педагогические науки 2016; 48 (3).
2. Герасименко H.A. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект. Вестник Государственного университета управления 2017; (7-8): 179-82.
3. Кузнецова А.А. Влияние когнитивных стилей на академическую успеваемость студентов. Международный журнал экспериментального образования 2015; 11 (1): 35-6.
4. Сагидулли-на Л.С, Ксетаева Г.К., Орынбасарова К.К. и др. Внешние факторы, влияющие на успеваемость студентов вуза. Вестник КазНГМУ 2017; (46): 290-4.
5. Николаева Н.И., Порфирьева Т.И., Гуменюк В. И. Неблагоприятные факторы образовательного пространства. Здравоохранение Российской Федерации 2011; (1): 28-31.
6. Бобылева О. В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестник Томского государственного университета 2013; 18(3)852-4.
7. Проскурякова Л.А., Лобыкина E.H. Структура и оценка эффективности мероприятий системы сохранения здоровья студентов. Гигиена и санитария 2017; (1): 79-84.
8. Бабина B.C. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый 2015; (11): 572-5.
9. Звоников B.M., Ройзман И. В. Взаимосвязь показателей адаптивности с акцентуациями характера студентов. Вестник восстановительной медицины 2014; (2): 2-5.
10. Здоровье студентов: социологический анализ/отв. ред. И. В. Журавлева. Институт социологии РАН. М., 2012; 252 р.
11. Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения. Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология 2014; (4): 102-19.
12. Попов В. И., Мелихова Е.П. Изучение и методология качества жизни студентов. Гигиена и санитария 2016; (9): 879-87.
13. Ирихин H. В., Журавлев Ю. И., Жернакова Н. И. и др. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». Вестник Томского государственного университета 2009; 74 (6): 149-53.
14. Gabrielsen Е, Abildsnes Е, Stea ТН, et al. Among cross-sectional study. ВМС Public Health 2016; (16): 709.
15. Артеменков А. А. Комплексная программа оздоровления студентов с дезадаптивными расстройствами. Российский медицинский журнал 2017; (3): 142-7.
16. Корниенко Д. С, Козлов А. И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария 2016; (6): 577-81.
17. Алексеенко С. H., Дробот Е. В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского вуза в сопряженности с самооценкой здоровья. Земский врач 2014; 23 (2): 41-4.
18. Бянкина Л. В., Изотова В. М., Хотимченко А. В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Научно-теоретический журнал «Ученые записки» 2014; 110 (4): 24-8.
19. Поздеева Т. В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберега-ющего поведения студенческой молодежи: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2008; 45 с.
20. Гордеева Т. О, Сычев О. А, Гижицкий В.В. Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников. Психологическая наука и образование 2017; 22 (2): 65-71.

Прикрепленный файлРазмер
2019_04_897-904.pdf625.67 кб

Голосов пока нет