Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

2019, volume 15

To the 175th birth anniversary of Professor D. N. Zernov

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 725-729
Heading: Scientific schools and memorable dates Article type:
Authors: Nikolenko V.N., Shvedavchenko A.l., Oganesyan M.V., Aleshkina O.Yu., Fomkina O.A., Aliyeva F.F.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

In 2018 the foundation of the medical faculty of the Imperial Moscow University (presently I.M. Sechenov First Moscow State Medical University) turned the 260th anniversary. The name of Dmitry Nikolaevich Zernov is among the brightest names of Moscow University. In May 1869, D. N. Zernov was approved as an Associate Professor of the faculty of medicine for teaching anatomy and lecturing for students. D. N. Zernov made a significant contribution to the formation of the department of anatomy at our University, both in the development of new scientific directions, and in the formation of a productive educational process. D. N. Zernov paid special attention to the teaching process. Professor»s research interests combined with his undeniable talent as an organizer.

AttachmentSize
2019_03_725-729.pdf2.15 MB

Department of oncology at Razumovsky Saratov Medical University and Kunitsyna Research Society of Oncologists of the Saratov Region: History and Modernity (1968-2019)

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 721-724
Heading: Scientific schools and memorable dates Article type: Original article
Authors: Vertyankin S.V., Konopatskova О.М., Evdokimov G.M.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article is devoted to the activity of SSMU department of oncology and to the history and development stages of research society of oncologists named after T. A. Kunitsyna.

AttachmentSize
2019_03_721-724.pdf1.25 MB

The 60th anniversary of Anatoliy P. Barabash's career

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 715-720
Heading: anniversary Article type:
Authors: Norkin I.A., Barabash Yu.A., Grishin S.E., Ulyanov V.Yu., Grazhdanov K.A.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article highlights the stages in the career of professor Anatoliy P. Barabash. It evaluates his scientific impact to the development of sciences of traumatology and orthopedics.

AttachmentSize
2019_03_715-720.pdf2.25 MB

The role and place of tests in the assessment of the level of competence acquired by senior students of medical university

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 711-714
Heading: Pedagogics and Education Article type: Author's opinion
Authors: Gubanova G.V., Shemetova G.N., Ryaboshapko A.l., Shebalova E.M.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The introduction of a competence-based approach in the context of the implementation of the latest generation of the GEF leads to the formation of a new control and assessment system of educational results, which allows to take into account all the indicators obtained by students during the course of the discipline, i. e. to evaluate not only the final one-time result, but also the learning process. The formation of a fund of appraisal tools for test control of knowledge at the departments of the medical university is being discussed with the aim of objectifying the assessment of the level of competence in the disciplines of the main educational programs. It reveals the approaches to understanding the role and place of testing in assessing the level of competence acquired by senior students of higher education, as well as analyzes its experience. The advantages and disadvantages of using tests in the process of defining educational achievements are described.

AttachmentSize
2019_03_711-714.pdf266.85 KB

Experience of teaching biology to foreign students at the medical university

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 707-710
Heading: Pedagogics and Education Article type:
Authors: Durnova N.A., Andronova Т.А., Sinichkina O.V., Sheremetyeva A.S.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents the generalized experience of biology teaching. At the Saratov State Medical University the biology program is available both in Russian and English. Given research favor optimization of the classes, makes them more efficient and informative. The ways of search of the new innovative methods and approaches in the teaching aimed at formation of profession competencies were purposed. Using of the modern information technologies in education and at the format of distance learning as well as integration of students into the educational media of university are the necessary conditions of foreign students teaching. The teaching of foreign students can enhance the prestige of the Russian education and increases the contingent of persons for which our country is welcomed.

AttachmentSize
2019_03_707-710.pdf297.84 KB

Dynamics of frequency of alcohol-related fatal automobile trauma in the Saratov region from 2006 till 2017

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 701-706
Heading: Forensic medicine Article type: Original article
Authors: Savenkova E.N., Efimov А.А., Alekseev Yu.D., Raykova K.A., Avdeeva O.S., Gavrichenko E.P.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Objective; to analyze of the dynamics of frequency of alcohol-related fatal automobile trauma in the Saratov region over the years 2006-2017. Material and Methods. The study was conducted on the basis of the results of forensic medical examinations of the corpses of persons dead in a car accident in the period from 2006 to 2017 Results. During the study period in the Saratov region slightly decreased the proportion of alcohol intoxication in traffic accidents from 35-40% (2012-2015) to 23.5% (2017). Until 2015, the frequency of alcohol intoxication with trauma in the cabin and pedestrian injury almost did not differ, making up 35-40%. By 2017, the proportion of injured pedestrians with ethanol in the blood more than twice exceeded those affected in the cabin, moreover, the structure of ethanol intoxication in pedestrians is dominated by a concentration of 2.5-3.5%o and more. Along with the decrease in the frequency of ethanol in the blood among drivers (from about 40% in 2012-2015 to 23.5% in 2017), the share of heavy ethanol intoxication decreased, which until 2012 ranged from 33 to 60%, in 2017 it decreased to 25%. The age structure of alcohol-associated automobile trauma has changed: the share of intoxication among persons of 17-30 years has decreased, has increased in age groups of 31-40 years and 41-50 years. Conclusion. During the twelve-year period in the Saratov region in the structure of alcohol- associated automobile trauma there have been positive trends, expressed in a decrease in the proportion of victims in the cabin with the presence of ethanol in the blood, among drivers, and also a decrease in alcohol intoxication among young people. Negative trends should be considered an increase in the proportion of pedestrians with the presence of alcohol in the blood with a predominance of concentration corresponding to a severe degree of ethanol intoxication, increase of the share of ethanol intoxication in older age groups.

AttachmentSize
2019_03_701-706.pdf641.73 KB

Distinctive features of morphological changes in renal tissue with different models of light desynchronosis

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 697-700
Heading: Рathophysiology Article type: Original article
Authors: Zlobina O.V., Ivanov A.N., Milashevskaya T.V., Bugaeva I.O.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Purpose: a comparative analysis of the morphological changes of the kidneys that occur with different models of light desynchronization. Material and Methods. The study was conducted in two stages on 60 white male rats. Model LL 0:24 was studied on the first and second experimental groups, which were in conditions of round-the-clock light exposure for 10 and 21 days. Model LD 18: 6 was studied in the third and fourth experimental groups, which were also in the experimental conditions for 10 and 21 days, respectively. The control group throughout the experiment was in vivo. Results. The recorded decrease in the size of the renal corpus in animals of the third and fourth groups is more persistent and pronounced compared with changes in the first group. The reduction in the area of the vascular glomeru-lus and the expansion of the Shumlyansky — Bowman capsule with round-the-clock illumination are observed only for 21 days, and when studying the 18:6 model, these figures are significantly different from the control values already on the 10th day of the experiment. Also, animals of the third experimental group recorded significant changes in thejuxta-medullary nephrons, which is associated with the activation of collateral blood flow on the 10th day of the experiment. Conclusion. The detected morphological changes indicate a stronger stress effect of the LD 18:6 model, compared with the LL 0:24 model. However, in both experimental groups, the observed changes are ischemic in nature, leading to the development of sclerotic changes, which can adversely affect the work of the kidneys and lead to the development of irreversible changes.

AttachmentSize
2019_03_697-700.pdf321.42 KB

Topography features of the incisive canal in early adults

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 690-696
Heading: Human anatomy Article type: Original article
Authors: Kalmin O.V., llyunina 0.0., Zyulkina L.A.
Organization: Penza State University
Summary:

Aim is to study topography of incisive canal depending on sex, parameters of craniofacial complex and dentition. Material and Methods. 174 adult persons of both sexes aged 21-35 years (first adult persons) (80 men and 94 women) were objects of the research. Garson facial index, upper face index and average modulus of maxilla were determined. Number of Stensen foramen and foramen incisivum, their sizes and shape; distances between foramen incisivum and inferior palatal and inferior labial point of maxillary alveolar process; length, shape, type and angle of inclination of incisive canal; bone density around incisive canal were determined on CBCT. Results. Size of nasal and incisivum foramen, length of incisive canal is significantly higher in men, and distances between foramen incisivum and inferior palatal and inferior labial points of alveolar process is significantly higher in women. Dimensions of heart-shaped foramen incisivum prevailed over sizes of droplet-shaped and oval foramen incisivum, and oval-shaped sizes were the smallest. Length of hourglass-shaped incisive canal was 3.4% higher than length of funnel-shaped canal, and 5.6% more than cylindrical shaped ones; length of spindle-shaped incisive canal was 12.7% higher than length of cylindrical canal. Conclusion. Incisive canal has individual variability of sizes, shape and topography depending on its shape and type, gender, cephalotype and average modulus of maxilla were determined.

AttachmentSize
2019_03_690-696.pdf582.56 KB

Somatic sex determination of an adult by bone remains (review)

Summary:

The article presents a comprehensive osteoscopic approach based on the visual identification of high- quality semi-diagnostic signs on the bones. The differences in the bones of the skeleton in this approach are determined by the greater development of the muscles in men as compared with women, as well as the performance of a fertility function by the woman. On the pelvic bones, differences are functional in nature: the structure of the male pelvis is determined only by supporting and motor functions, and the structure of the female pelvis must also ensure the function of delivery. An osteometric approach is described to determine the somatic sex from the pelvic bones of a person, the basis of which is the use of the instrumental method of determining the properties of objects, fixed in numerical values. It has been shown that almost all bones of the skeleton have the signs of sexual dimorphism, however, they are most clearly expressed in the bones of the pelvis and skull. Determining the gender of bone remains requires a complete examination of the bones presented. It depends on the number of objects, their state, the completeness of the methods used, as well as on the preparation of the expert. A careful analysis of the greatest number of signs revealed on the bones will allow us to arrive at the most reliable result, which is important when establishing the identity of an unidentified corpse.

AttachmentSize
2019_03_683-690.pdf752.21 KB

Decision making support system in spine-and-pel-vic surgery as an instrument of branch control automation

Year: 2019, volume 15 Issue: №3 Pages: 677-682
Heading: Health Service Organization Article type: Original article
Authors: Fedonnikov A.S., Kolesnikova A.S., Rozhkova Yu.Yu., Kossovich L.Yu.
Organization: Saratov National Research University n.a. N. G. Chernyshevsky, Saratov State Medical University
Summary:

Aim: to prove the use of decision making support system (DMSS) in spine-and-pelvic surgery as an instrument of control automation in health branch. Material and Methods. Development of DMSS presented in current work made at the base of methodology «planning-modeling-forecasting». For graphical analysis and description of DMSS performance applied the logic diagram method. Materials of DMSS performance evaluation were the data extracted from 22 protocols of its beta-testing processing. Results. Description of the development and beta-testing of organization tech- nology allowed to implement DMSS in healthcare at the base of Regional center (fulfilling medical and expert activity) and Technological center (fulfilling computational functions) interaction. Conclusion. Development and implementation of DMSS as an instrument of branch control automation allow influence the heath quality increasing by means of raising accuracy, specificity and personalizing of diagnostics, decreasing of complications and terms of rehabilitation. Besides this kind of systems allow reduce workload for medical personnel with rising of its labor efficiency that meets the needs of innovative development of medicine and healthcare.

AttachmentSize
2019_03_677-682.pdf2.77 MB

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

2019, том 15

К 60-летию трудовой деятельности профессора Анатолия Петровича Барабаша

Год: 2019, том 15 Номер: №3 Страницы: 715-720
Рубрика: Юбилей Тип статьи:
Авторы: Норкин И.А., Барабаш Ю.А., Гришин С.Е., Ульянов В.Ю., Гражданов К.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье прослеживается профессиональный путь профессора Анатолия Петровича Барабаша, оценивается его научный вклад в развитие травматологии и ортопедии.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_715-720.pdf2.25 Мб

Роль и место тестирования в оценке уровня освоения компетенций студентами старших курсов медицинского университета

Год: 2019, том 15 Номер: №3 Страницы: 711-714
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Авторское мнение
Авторы: Губанова Г.В., Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Шебалова Е.М.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Внедрение компетентностного подхода в условиях реализации последнего поколения ФГОС ведет к формированию новой контрольно-оценочной системы образовательных результатов, которая позволяет учитывать все показатели, полученные студентами при прохождении дисциплины, т.е. оценить не только конечный разовый результат, но и процесс обучения. В статье обсуждается формирование фонда оценочных средств для тестового контроля знаний на кафедрах медицинского университета с целью объективизации оценки уровня освоения компетенций по дисциплинам основных образовательных программ. Раскрываются подходы к пониманию роли и места тестирования в оценке уровня освоения компетенций студентами старших курсов медицинских высших учебных заведений, а также анализируется опыт его применения. Описаны достоинства и недостатки использования тестов в процессе определения учебных достижений.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_711-714.pdf266.85 кб

Из опыта преподавания биологии иностранным студентам медицинского вуза

Год: 2019, том 15 Номер: №3 Страницы: 707-710
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи:
Авторы: Дурнова Н.А., Андронова Т. А., Синичкина О.В., Шереметьева А. С.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: обобщить опыт преподавания биологии иностранным студентам медицинского вуза на русском языке и по билингвальной программе. Учебно-методическая работа, проводимая на кафедре общей биологии, фармакогнозии и ботаники СГМУ с иностранными студентами, способствует оптимизации занятий, делает их более продуктивными и информативными. Намечены пути поиска новых инновационных методов и подходов в обучении, направленных на формирование профессиональных компетенций. Необходимыми условиями успешного обучения иностранных студентов являются использование современных информационно-образовательных технологий и дистанционных форм обучения, интеграция обучающихся в информационно- образовательную среду вуза. В геополитическом масштабе обучение иностранных студентов повышает международный престиж российского образования и увеличивает контингент лиц, положительно воспринимающих нашу страну.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_707-710.pdf297.84 кб

Динамика частоты алкоголь-ассоциированной смертельной автомобильной травмы в Саратовской области за 2006-2017 годы

Год: 2019, том 15 Номер: №3 Страницы: 701-706
Рубрика: Судебная медицина Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Алексеев Ю.Д., Райкова К.А., Авдеева О.С, Гавриченко Е.П.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: провести анализ динамики частоты алкоголь-ассоциированной смертельной автомобильной травмы в Саратовской области за 2006-2017 гг. Материал и методы. Проанализированы результаты судебно-медицинских исследований трупов лиц, погибших вследствие автомобильной травмы в период с 2006 по 2017 г Результаты. Установлено, что к концу исследуемого периода уменьшилась доля алкогольных опьянений в смертельных случаях ДТП с 35-40% (2012-2015 гг.) до 23,5% (2017 г.). До 2015 г. частота опьянений при травме в салоне и у пешеходов почти не отличалась, составляя 35-40%, к 2017 г. доля пострадавших пешеходов с этанолемией более чем в два раза превысила таковую среди пострадавших в салоне, причем в структуре опьянений у пешеходов преобладает концентрация 2,5-3,5%о и более. Наряду с уменьшением фиксации этано-лемии среди водителей (с уровня около 40% в 2012-2015 гг. до 23,5% в 2017 г.) уменьшилась и доля тяжелых опьянений, которая до 2012 г. составляла от 33 до 60%, в2017г она снизилась до 25%. Изменился возрастной состав алкоголь- ассоциированной автомобильной травмы: уменьшилась доля опьянений среди лиц 17-30 лет, увеличилась в возрастных группах 31-40 лет и 41-50 лет. Заключение. За 12-летний период в Саратовской области в структуре алкоголь-ассоциированной автомобильной травмы наметились положительные тенденции, выражающиеся в уменьшении доли пострадавших с этанолемией в салоне, среди водителей, а также в уменьшении опьянений среди молодежи. Отрицательными тенденциями следует считать: увеличение доли пешеходов с наличием алкоголя в крови с преобладанием концентрации, соответствующей тяжелой степени опьянения; увеличение доли опьянений в старших возрастных группах.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_701-706.pdf641.73 кб

Отличительные особенности морфологических изменений почечной ткани при разных моделях светового десинхроноза

Год: 2019, том 15 Номер: №3 Страницы: 697-700
Рубрика: Патологическая физиология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Злобина О.В., Иванов А.Н., Милашевская Т.В., Бугаева И.О.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: сравнительный анализ морфологических изменений почек, возникающих при различных моделях световой десинхронизации. Материал и методы. Исследование проведено в два этапа на 60 белых крысах-самцах. Модель LL 0:24 изучалась на первой и второй опытных группах, которые находились в условиях круглосуточного светового воздействия в течение 10 и 21 суток. Модель LD 18:6 изучалась на третьей и четвертой опытных группах, которые также находились в условиях эксперимента в течение 10 и 21 суток соответственно. Контрольная группа на протяжении всего эксперимента была в естественных условиях. Результаты. Регистрируемое уменьшение размеров почечного тельца у животных третьей и четвертой групп является более стойким и выраженным по сравнению с изменениями в первой группе. Уменьшение площади сосудистого клубочка и расширение капсулы Шумлянского-Боумена при круглосуточном освещении отмечаются лишь на 21-е сутки, а при изучении модели 18:6 эти показатели статистически значимо отличаются от контрольных значений уже на 10-е сутки эксперимента. Кроме того, у животных третьей опытной группы регистрируются значимые изменения в юкстамедуллярных нефронах, что связано с активацией коллатерального кровотока уже на 10-е сутки эксперимента. Заключение. Обнаруженные морфологические изменения свидетельствуют о более сильном стрессорном воздействии модели LD 18:6 по сравнению с моделью LL 0:24. Тем не менее в обеих экспериментальных группах отмечаемые изменения носят ишемический характер, приводящий к развитию склеротических изменений, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на работе почек и привести к развитию необратимых изменений.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_697-700.pdf321.42 кб

Особенности топографии резцового канала в первом периоде зрелого возраста

Год: 2019, том 15 Номер: №3 Страницы: 690-696
Рубрика: Анатомия человека Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Калмин О. В., Илюнина О. О., Зюлькина Л. А.
Организация: ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет Минобрнауки РФ
Резюме:

Цель: изучить топографию резцового канала в зависимости от пола, параметров краниофациального комплекса и зубного ряда. Материал и методы. Объектом исследования послужили 174 взрослых человека обоего пола в возрасте 20-35 лет (первый период зрелого возраста) (80 мужчин и 94 женщины). Определяли лицевой индекс Garson, верхнелицевой указатель и средний модуль верхнего зубного ряда. На КЛКТ изучали: количество отверстий Stensen и резцовых отверстий, их размеры и форму; расстояния от резцового отверстия до губно-нижней и небно-нижней точек альвеолярного отростка; длину, форму, тип и углы наклона резцового канала; плотность костной ткани вокруг резцового канала. Результаты. Размеры носового и резцового отверстий, длины резцового канала достоверно выше у мужчин, а расстояния от резцового отверстия до губно-нижней и небно-нижней точек альвеолярного отростка — у женщин. Размеры резцового отверстия сердцевидной формы преобладают над размерами отверстий каплеобразной и овальной форм, а размеры овальной формы являются наименьшими. Длина резцового канала, имеющего форму песочных часов, на 3,4% выше, чем длина канала воронкообразной формы, и на 5,6% больше, чем у цилиндрической формы; длина резцового канала веретенообразной формы на 12,7% выше длины канала цилиндрической формы. Заключение. Резцовый канал обладает индивидуальной изменчивостью размеров, формы и топографии в зависимости от его формы и типа, пола, кефалотипа и среднего модуля зубного ряда.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_690-696.pdf582.56 кб

Определение соматического пола взрослого человека по костным останкам (обзор)

Резюме:

Излагается комплексный остеоскопический подход, основанный на визуальном выявлении на костях качественных полодиагностических признаков. Различия на костях скелета при данном подходе определяются большим развитием мускулатуры у мужчин по сравнению с женщинами, а также выполнением женщиной детородной функции. На костях таза различия имеют и функциональный характер: строение таза мужчины определяется только опорной и двигательной функциями, а строение таза женщины, кроме того, должно обеспечивать и функцию родоразрешения. Описан остеометрический подход к определению соматического пола по тазовым костям человека, основу которого составляет использование инструментального метода определения свойств объектов, зафиксированных в числовых значениях. Показано, что практически все кости скелета несут на себе признаки полового диморфизма, однако наиболее четко они выражены у костей таза и черепа. Определение половой принадлежности костных останков требует полного исследования представленных костей. Это зависит от количества объектов, их состояния, полноты используемых методик, а также от подготовки эксперта. Тщательный анализ наибольшего количества выявленных на костях признаков позволит прийти к максимально достоверному результату, что немаловажно при установлении личности неопознанного трупа.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_683-690.pdf752.21 кб

Система поддержки принятия врачебных решений в хирургии позвоночно-тазового комплекса как инструмент автоматизации управления в отрасли

Резюме:

Цель: обоснование использования системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) в хирургии позвоночно-тазового комплекса в качестве инструмента автоматизации управления в отрасли здравоохранения. Материал и методы. При создании СППВР, представленной в настоящем исследовании, использовалась методология «планирование — моделирование — прогноз». Для графического анализа и представления результатов работы СППВР применялся метод блок-схем. Материалом для оценки результативности СППВР послужили данные обработки 22 протоколов ее апробации. Результаты. Представлено описание разработки и апробации организационной технологии, позволившей внедрить создаваемую СППВР в практику здравоохранения на основе взаимодействия Регионального центра (осуществление медико- экспертной деятельности) и Технологического центра (выполнение вычислительных функций). Заключение. Разработка и применение СППВР как инструмента автоматизации управления в отрасли позволят влиять на повышение качества медицинской помощи за счет увеличения точности, специфичности и персонализации диагностики, снижения осложнений, сокращения сроков реабилитации пациентов. Помимо этого, такие системы позволят снижать нагрузку на медицинский персонал при одновременном повышении производительности его труда, что отвечает потребностям инновационного развития медицины и здравоохранения.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_677-682.pdf2.77 Мб

Оценка влияния социальных факторов на психоэмоциональное состояние лиц пожилого и старческого возраста

Год: 2019, том 15 Номер: №3 Страницы: 674-677
Рубрика: Организация здравоохранения Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Сазанова Г.Ю., Шульпина Н.Ю., Пономарев А.Д., Крайнова A.M., Исакова Э.А., Цапикова Ю. С.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: выявить закономерности влияния социальных факторов на психоэмоциональное состояние лиц пожилого и старческого возраста. Материал и методы. Проведено анкетирование 385 пациентов (средний возраст— 78,5±0,5 года). Использовались методы исследования: социологический (анкеты, включающие вопросы, касающиеся психоэмоционального состояния, из социального блока опросника качества жизни ВОЗ), статистический (критерий Хи-квадрат и коэффициент взаимной сопряженности качественных признаков Чупрова). Результаты. На психоэмоциональное состояние лиц пожилого и старческого возраста оказывают положительное влияние семейное положение, образование и количество детей. Удовлетворенность жизнью у состоящих в браке составила 3,4, у вдов и вдовцов 3,3, у разведенных 2,9 балла. Наиболее сильная связь между уровнем образования и удовлетворенностью респондентов своей способностью принимать решения и удовлетворенно- стью собой как личностью выявлена у лиц с полным средним образованием (3,6 и 3,2 балла соответственно), наименьшая — у лиц со средним специальным (2,9 балла) и неоконченным средним образованием (2,6 балла). Менее одинокими ощущают себя респонденты с двумя детьми и больше (1,8 балла), состоящие в браке (2,0 балла). С возрастом происходит переоценка личности, социальное состояние оказывает огромное влияние на самочувствие и на жизнь данных лиц в целом. Все это в совокупности влияет на объективную составляющую жизни. Заключение. Выявлены закономерности влияния социальных факторов на психоэмоциональное состояние лиц пожилого и старческого возраста. Удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте зависит от семейного положения, образования и количества детей, что связано с возможностью получать помощь и самим помогать окружающим и, соответственно, с более высокой оценкой себя как личности.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_674-677.pdf272.55 кб

Роль врачей в формировании профилактической комплаентности пациентов кардиологического профиля

Резюме:

Цель: изучить состояние комплаентности пациентов кардиологического профиля к участию в профилактике коронарного риска, определить роль врачей в ее формировании. Материал и методы. Базой исследования явились амбулаторно-поликлинические медицинские организации Костромской области. В дизайне исследования предусматривались следующие действия: оценка систематического коронарного риска; оценка профилактической комплаентности пациентов; анализ состояния комплаентности пациентов; оценка потенциала пациентов; оценка взаимосвязи уровня профилактической комплаентности пациентов с уровнем коронарного риска; оценка качества комплаентной профилактики врачами первичного звена здравоохранения методом экспертизы. Объем исследования: 400 пациентов кардиологического профиля, 200 случаев динамического наблюдения пациентов с высоким и очень высоким уровнем коронарного риска. Результаты. Установлено, что 32,4% пациентов имели высокий уровень профилактической комплаентности; 64,5% — средний уровень комплаентности и 3,1% — низкий уровень (р<0,05). Установлены основные параметры снижения профилактической комплаентности пациентов, факторы, ее определяющие, а также параметры снижения качества комплаентной профилактики в первичном звене здравоохранения. Заключение. Полученные данные легли в основу разработки технологии комплаентной профилактики коронарного риска, включающей 7 этапов и 3 уровня.

Прикрепленный файлРазмер
2019_03_669-674.pdf343.91 кб